Дорин МОКАНУ
Сторонники объединения с Румынией в Молдове предпринимают попытки сформировать под выборы «единый унионистский кулак». Сейчас для этого настал удобный момент
На минувшей неделе один из лидеров Либеральной партии Молдовы Дорин Киртоакэ выдвинул инициативу об объединении унионистских партий в единое «Унионистское Движение». Главная цель формирования — выступить на предстоящих президентских и парламентских выборах единой силой, и не потерять «ни одного голоса». По словам политика, порядка семи партий из тринадцати существующих уже дали свое предварительное согласие влиться в общий политический проект.
Последний опрос социологической компании IMAS показал уверенный рост унионистских настроений в Молдове, который приблизился к отметке в треть населения республики (34%). Если ранее сторонники объединения с Румынией считались маргинальной политической группой, симпатию к которым проявляло не больше 10% населения страны, то в последние годы их число уверенно растет. Кажется парадоксальным, что унионистским партиям в Молдове официально позволено включать в устав цель объединения с Румынией, то есть, по сути, призывать к антиконституционным идеям. Это можно расценивать как одно из дополнительных подтверждений негласной поддержки прорумынских идей со стороны значительной доли молдавских элит.
В политическом плане носители идей унионизма уже давно достаточно разрозненны — и это при том, что четверть всех партийных проектов в Молдове, так или иначе, исповедают объединение со своим западным соседом. Повсеместная разобщенность привела к тотальному проигрышу на парламентских и местных выборах, включая их давний оплот — мэрию Кишинева. Электоральные итоги 2019 года стали ярким свидетельством глубокого кризиса в стане унионистов, в результате чего практически треть населения, поддерживающего их идеи, теперь абсолютно не представлена в органах государственной власти Молдовы.
Сохраняющийся рост электоральных симпатий в условиях отсутствия четкой репрезентативности в политической системе, по мнению многих экспертов, свидетельствует о постепенном сопряжении унионистских и проевропейских взглядов у молдавского избирателя. Именно этот фактор лежит в основе того, что идеи унионизма последовательно охватывают все большее количество различных групп молдавского сообщества.
Несмотря на состоявшиеся в текущем году выборы, ситуация в Молдове далека от стабильной, а общая атмосфера говорит о том, что ближайшим рубежным этапом станут президентские выборы в конце следующего года. Именно эта точка рассматривается проевропейскими и прорумынскими силами в качестве удобной возможности для политического реванша и смещения Игоря Додона и лояльной ему Партии социалистов.
Бухарест при всей расположенности к идее поглощения Бессарабии на политическом уровне пока старается выдерживать определённую дистанцию. При этом он всячески стимулирует расположенность граждан соседнего государства посредством инвестиций в инфраструктуру, поддержки образования на румынском языке от дошкольного уровня до вузовского и других точечных проектов. Главной политической опорой в соседней стране являются как сами представители унионистского течения в Молдове, так и постоянно растущее число молдаван с гражданством Румынии. Еще один важный момент — расширяющая географию своего присутствия на территории РМ Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви. При этом и на доктринальном уровне Молдова все отчетливее рассматривается в Бухаресте как одно из стратегических направлений внешней и оборонной политики.
Совокупность указанных факторов, по всей видимости, вынуждает идеологов и последователей унионизма в Молдове заняться глубоким переосмыслением своей политической деятельности. Его результатом в самое ближайшее время могут стать различного рода мобилизационные инициативы и перегруппировка сил на этом политическом фланге. Дополнительно к этим процессам будет подталкивать и международная конъюнктура — наверняка потенциальный «унионистский блок» будет рассматриваться в качестве возможного усиления уже существующих прозападных сил.
У молдавских элит, выступающих за сохранение международной субъектности Молдовы, с исторической точки зрения осталось не так много времени. Прежде всего, чтобы убедить сограждан в том, что государство еще способно решать проблемы населения, обладая необходимым потенциалом для выравнивания социально-экономической ситуации. Сохранение же текущего положения дел будет и дальше укреплять позиции и убеждения унионистских партий и их последователей — в том числе в бесперспективности дальнейшего существования Молдовы.