Румыния начинает ловить унионистский тренд в Молдове. Атака на молдавский язык — лишь начало, считает эксперт RTA Семен АЛБУ
Семен АЛБУ, RTA:
На прошлой неделе на сайте Румынской академии появилось довольно примечательное
заявление. Как оказалось, в высшем учебном заведении соседнего государства очень обеспокоены некими «новыми попытками ввести в официальное использование в Республике Молдова несуществующее понятие «молдавский язык», когда-то поддерживаемое советской пропагандой и возобновленное сегодня некоторыми политически заинтересованными кругами».
Нетрудно понять, почему всполошились ученые мужи в Бухаресте. Но вообще-то речь в их заявлении ведется пусть и о кризисном, но все же суверенном государстве, которое, прежде всего, должно защищать собственные интересы. И в таком разрезе можно только похвалить тех молдавских политиков, которые наконец-то обратили внимание на повальную румынизацию всего и вся и вспомнили, что они вообще-то правят не Румынией, а немного другой страной.
Далее Румынская академия утверждает, что «продвижение идеи «молдавского» языка, отличного от румынского, является не только искажением культурной реальности и идентичности… но и идеологической манипуляцией, которую международное сообщество никогда не примет». По словам академиков, «язык народа является определяющей частью его идентичности, а, следовательно, его идеологическая инструментализация через тенденциозную языковую политику не может изменить реальность, основанную на многовековой традиции, и, прежде всего, она не может отменить идентичность, которую румыны в Республике Молдова считают определяющей».
Откидывая шелуху громких и красивых слов, получается, что, по мнению Бухареста, молдавский язык — это не более чем «идеологическая манипуляция» и «продукт советской пропаганды». Впрочем, факты говорят совсем об обратном. Молдавский язык ничуть не младше румынского, имеет столь же древние литературные традиции, а памятники на молдавском кириллическом языке относятся еще к раннему Средневековью. С того периода язык продолжал развиваться и в рамках Молдавского княжества, и Бессарабской губернии Российской империи, причем согласно оригинальным традициям. В это же время в Румынии не только окончательно перешли на латинскую графику, но и внедрили в язык французские, латинские и итальянские примеси в рамках языковой коррекции. Неудивительно, что интеллигенция Молдовы небезосновательно считала, что молдавский язык перед румынским имеет несомненное преимущество.
Понятно, что перегретые идеями унири молдавские государственные деятели конца 1980-х быстро отменили на своей территории кириллический алфавит и ввели румынское правописание на латинице для молдавского языка, тем самым положив фактически начало его исчезновению. Именно это решение, равно как и прописанный в Декларации о независимости румынский язык дали повод для внесения в образовательные программы румынского языка и истории румын вместо молдавских аналогов. Также они обусловили решение Конституционного суда от 2013 года, который провозгласил государственным языком Молдовы румынский, ссылаясь на превалирование текста Декларации о независимости над текстом Конституции, в которой госязыком как раз назван молдавский.
Нынешний президент Игорь Додон известен как активный противник румынизации страны. Сразу после инаугурации он даже символично изменил на сайте президентуры «румынский» язык на «молдавский». Додон неоднократно обещал добиться отмены преподавания истории румын и возвращения предмета «история Молдовы», направлял в правительства письма с соответствующими требованиями.
Правда в декабре 2019 года глава государства отметил, что время для возвращения в школьную программу предметов «молдавский язык» и «история Молдовы» пока не пришло. По его словам, такая инициатива сегодня может привести к тому, что «ситуация взорвется» и начнется «новый политический кризис». Однако Додон отметил, что о таких вещах не нужно говорить, а нужно действовать, и когда он будет уверен, тогда и «нанесет удар» в подходящий момент.
Что ж, позиция понятная, но теперь Бухарест сам наносит превентивный удар по Додону. Ведь всем понятно, кто именно из молдавских политиков имеется в виду в заявлении членов Румынской академии. Не секрет, что Бухарест уже давно на официальном уровне не говорит об унире, но в то же время реализует сценарий мягкого поглощения: через различные региональные проекты и сильное культурно-образовательное влияние. Сейчас же в соседней стране пользуются плодами этой многолетней работы, а также чутко улавливают
перемены настроений в обществе. Разочарование властью и перспективами Молдовы так сильно, что автоматически приводит к росту популярности унионистских идей среди населения. Многие молдаване видят хоть какие-то надежды на улучшение жизни только в унии с соседней страной.
В этом смысле Бухарест, не пытаясь напрямую вмешиваться в ход событий, аккуратно подогревает унионистские настроения в Молдове. Именно в этом ключе можно воспринимать попытки вбросить дискуссию о языке в итак уже расколотое молдавское общество. Тем самым создается повод вновь втащить этот вопрос в повестку дня страны и дать нужным людям поратовать за «притесняемый» румынский язык. Под это дело могут привлечь и новообразованный унионистский блок, который подхватит и в дальнейшем будет активно муссировать эту тему.
Всем молдавским политикам, если им, конечно, вообще есть дело до таких вопросов, следует понимать одно: битва за молдавский язык уже почти проиграна. Чтобы переломить ее ход, действовать нужно сейчас, пока еще можно заручиться поддержкой большинства населения. Иначе через год-два молдавский язык окажется никому не нужным не только в Бухаресте, но и в Кишиневе.