Сергей ЧЕБАН
Утверждение и работа правительства Натальи Гаврилица при определенных условиях может получить поддержку парламентской фракции социалистов, партии «Шор» и осколков ДПМ
Наступившая неделя будет весьма насыщенной на события, особенно в вопросе перспектив преодоления внутриполитического кризиса. Уже в этот четверг парламент должен вернуться к плановой работе после зимних каникул и собраться на свое первое в этом году пленарное заседание. Главным вопросом повестки, как ожидается, станет голосование за новое молдавское правительство, а по факту — перспектива выхода на досрочные парламентские выборы.
Судя по отдельным признакам, внутренняя ситуация в ключевых партийных структурах оставляет желать лучшего, и реальной готовности у молдавских политиков идти на выборы по-прежнему не видно. С уходом Майи Санду в «PAS» все отчетливее проявляется противостояние между несколькими лидерами внутрипартийных групп, поэтому окончательное решение об определении председателя было отложено на более поздний срок. У ближайших партнеров по бывшему блоку ACUM — «Платформы DA», за последние годы ослабшей до предела, также наблюдаются латентные реваншистские настроения со стороны отдельных членов, настроенных вдохнуть в политформирование вторую жизнь путем смещения с ведущих ролей неудачливого Андрея Нэстасе.
Лидеры Демпартии ощущают некоторую бесперспективность и слабые шансы в очередной раз попасть в парламент, прежде всего, из-за утраты ДПМ доступа к ключевым ресурсным источникам после выхода из нее нескольких финансовых магнатов. Унионистcкий лагерь и вовсе пропал с электоральных радаров и растворился практически во всех политсилах проевропейской направленности.
Майя Санду после длительных размышлений и анализа различных опций старается проявлять большую инициативность и играть первым номером с опытными парламентскими воротилами. Оппоненты, державшие последние недели президента под плотным прессингом и критикой, теперь сами вынуждены обдумывать пути отхода и свои дальнейшие действия. Выбор нелегкий — либо проголосовать за правительство Санду, либо приблизить досрочные парламентские выборы, которые, судя по недавним социологическим срезам, пока не сулят ничего хорошего даже социалистам.
Сама же глава государства все-таки решилась и выдвинула кандидатом в премьеры одну из своих близких соратниц, Наталью Гаврилица. Последняя, по всей видимости, вполне осознает всю сложность положения президента, которая с одной стороны целиком и полностью доверяет своему номинанту, а с другой — не желает того, чтобы он был поддержан парламентом.
Некоторые эксперты уже говорят о том, что Майя Санду совершила одну из своих самых серьезных ошибок на посту президента, не выдвинув технического выдвиженца на должность председателя правительства. Тем не менее, при всех минусах и рисках, конечно же, позиции главы государства будут только усилены в случае инвеституры лояльного себе кабинета министра. К слову, именно этот состав правительства в случае чего будет готовить досрочные парламентские выборы и лишит административного ресурса своих прямых конкурентов. В том числе, к примеру, он может реализовать более жесткую нейтрализацию фактора «приднестровского избирателя» и, наоборот, усилить электоральный потенциал диаспоры.
В своем правительстве глава государства получит контроль над значительным числом рычагов управления в стране. Любые же попытки блокировать функциональность кабмина в парламенте наверняка будут бить по партиям, которые проголосовали за вотум доверия правительству Гаврилица. Такой расклад становится большой дилеммой для политических соперников президента, которые хотят передышку в виде назначаемого на заклание правительства Санду, но одновременно идут на риск: ведь постоянные подножки исполнительной власти вряд ли будут понятны молдавскому избирателю.
С момента анонса кандидатуры Натальи Гаврилица риторика политических сил заметно смягчилась и ожидаемо не в пользу готовности создавать предпосылки для внеочередных выборов в законодательный орган страны. Напротив, едва скрываемы попытки найти убедительный повод для голосования за новый кабинет министров, который в первую очередь продлит политическую жизнь потенциальным аутсайдерам будущего электорального забега.
Остается интрига по поводу того, как именно сложится ситуация при рассмотрении кандидатуры Гаврилица в парламенте, при том, что, по ряду показателей, она все-таки получит 51 голос со стороны депутатов. Между тем, совершенно очевидно, что решающее слово остается за социалистами. Однако именно ПСРМ, судя по всему, будет сложнее всего объяснить своему избирателю, как партия решилась поддержать правительственную программу Гаврилица — сторонницы Майи Санду, которой Игорь Додон жестко оппонировал в ходе недавней президентской кампании.
Есть основания ожидать, что ПСРМ будет максимально натягивать внутриполитический «нерв» и затеет горячие парламентские дебаты вокруг программы Натальи Гаврилица. Логика политических процессов подсказывает, что фракция ПСРМ первый раз отклонит кандидатуру премьера, а вот в ходе последней попытки утверждения — проголосует за новое временное правительство. Тем более, что, отталкиваясь от
решения Конституционного суда, столь кандидатура Гаврилица, о которой столь лестно отзывался лидер социалистов, может быть внесена на рассмотрение и во второй раз.
Это наилучший способ оттянуть досрочные парламентские выборы, а в идеале перенести их на следующий год или вообще отказаться от этой идеи. Согласно актуальным социологическим замерам, проведение парламентских выборов текущей осенью поставит социалистов в невыгодные условия. Поэтому им выгодно создать условия, чтобы выдвиженцы Майи Санду успели «набить себе шишек», наглядно продемонстрировав неспособность решать проблемы населения, сохраняющего завышенные ожидания в отношении нового лидера. С учетом масштабов хронических проблем Молдовы, такой сценарий выглядит более чем реалистичным.
В этом ключе эксперты обратили внимание на заявления Игоря Додона о готовности назначить правительство на максимально длительный срок, чтобы избавить страну от перманентной политической нестабильности. Если взглянуть на эти декларации под определенным углом, то не сложно заметить оферту, предлагаемую Майе Санду лидером социалистов. Ее суть в создании квазикоалиционного кабинета министров Гаврилица, которое при удовлетворении отдельных кадровых и административных потребностей ПСРМ может рассчитывать на долгосрочную поддержку парламентской фракции социалистов.
Как видим тезис о том, что, выдвигая в премьеры кандидатуру своего соратника, Майя Санду рискнула и подставилась под удар контролирующих парламентское большинство социалистов, — не далек от истины. Но применительно к нашей стране уже давно любые процессы нужно анализировать с обязательным учетом внешнего фактора. Что-то подсказывает, что приложившие столько сил для победы на президентских выборах «демократического» кандидата международные партнеры по развитию еще не раз выскажут свое веское мнение.