Владимир РОТАРЬ
Черноморский регион постепенно превращается в новую «пороховую бочку» Европы. Молдове будет трудно остаться в стороне от процессов милитаризации региона
Международная обстановка продолжает последовательно ухудшаться, а развитие новой Холодной войны между Россией и Западом кажется неизбежным. Стороны даже не пытаются имитировать перезагрузку отношений, а друг друга вполне откровенно и публично идентифицируют как «противников». Совсем недавно прогремевшие российско-чешский и российско-болгарский скандалы только подчеркивают неотвратимость очередного витка геополитического противостояния.
Неудивительно, что на этом фоне восточный фланг для НАТО, как основной западной структуры для сдерживания России, становится приоритетным. Особенно, с учетом последних событий вокруг Украины. Черноморский регион все больше
«накачивают»: реализуются масштабные инфраструктурные проекты, в том числе нацеленные на повышение мобильности вооруженных сил стран Североатлантического альянса и их возможностей по быстрой переброске войск на потенциальный театр боевых действий. Идет активное наращение военного присутствия НАТО: сухопутного, воздушного и морского. Кроме того, прилагаются усилия для ускоренной интеграции в альянс новых членов. Так, на июньском саммите НАТО обсудят дорожную карту по вступлению в его состав Украины, чьи евроатлантические устремления в настоящий момент ни у кого не вызывают сомнений.
Ведется также и постоянная отработка различных оперативно-тактических сценариев в ходе масштабных воинских учений. В этом году только крупных «военных игр» запланировано более 20. При этом обращает на себя внимание Румыния, которая становится одним из главных плацдармов для развертывания сил НАТО.
Так, впервые наш сосед принял, причем в качестве одного из ключевых логистических хабов, крупнейшие учения Defender Europe 2021, связанные с переброской американских контингентов в Европу. В них задействовано 26 стран, десятки тысяч солдат и сотни единиц боевой техники. В ходе учебных мероприятий были произведены высадки солдат в портах Румынии и Болгарии в рамках легенды о нападении противника.
Этими учениями дело далеко не ограничится: в мае-июне на румынской территории их пройдет целая серия. Noble Jump II 21 — проверка скорости развёртывания частей Объединенной оперативной группы повышенной готовности (VJTF) и Объединенных подразделений войск НАТО. Steadfast Defender 21 — усиление подразделений VJTF путем переброски войск через Атлантику и по всей Европе, с упором на операции по сдерживанию в Юго-Восточной Европе. Saber Guardian 21 — улучшение подготовки воинских частей к коллективной обороне.
Наряду с этим повышается градус и воинственность риторики Бухареста по отношению к Российской Федерации. К примеру, президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что «страны "восточного фланга" НАТО должны консолидировать усилия для сдерживания российской агрессии». «Как союзники на востоке НАТО мы должны консолидировать усилия по отпугиванию и защите Альянса. В последнее время мы были свидетелями развития Россией военного потенциала в нашем близком соседстве — акватории Черного моря, в Украине и вокруг нее — что вызывает наше беспокойство», — подчеркнул Йоханнис. Не осталось незамеченным и несколько провокационное заявление румынского министра иностранных дел Богдана Ауреску о Черном море как «озере НАТО».
В понедельник в Румынии состоялся саммит стран-членов восточного фланга НАТО (так называемой «Бухарестской девятки»). Уровень мероприятия был подчеркнут подключением по видеосвязи президента США Джозефа Байдена. По итогам встречи глав государств было принято официальное заявление с осуждением действий России по размещению войск у границы с Украиной, позицией о событиях в Беларуси, а также требование четких перспектив для вступления в НАТО новых членов — прежде всего, Украины и Грузии.
Процессы, происходящие на внешнем периметре Молдовы, безусловно, вызывают глубокие опасения. Можно подумать, что все они мало касаются формально нейтральной Молдовы, но это, к сожалению, далеко не так. Во-первых, молдавские контингенты регулярно участвуют в учениях евроатлантического блока — например, в уже упомянутых Defender Europe 2021. Во-вторых, все еще в режиме ожидания находится проект Плана индивидуального партнерства Молдовы и НАТО на 2021-2023 годы. Как я уже однажды отмечал, это комплексный документ, прописывающий для республики целый комплекс обязательств, причем сразу в большинстве сфер жизни государства — от экономики до правосудия. Большой акцент, там, разумеется, делается и на секторах обороны и безопасности.
Можно вспомнить и о назначении советника-эксперта из США Карен Бонаби в департамент по реформам Министерства обороны Молдовы. Еще один любопытный факт:
наращивание Молдовой закупок оружия и боевой техники. В прошлый год, даже несмотря на пандемию, импорт данной категории товаров вырос на 17 процентов, а всего за 2 года на эти цели было потрачено более 6 миллионов долларов.
В настоящий момент евроатлантическая интеграция Молдовы несколько застопорилась — в связи с непрекращающимися внутриполитическими неурядицами Кишиневу просто не до нее. Но нет сомнений, что по их завершении и с формированием прочной структуры власти все, как говорится, будет наверстано. Черноморский регион все больше походит на будущий театр военных действий, и Молдове будет сложно остаться в стороне от происходящих в регионе процессов.