Сергей ЧЕБАН
Западные партнеры Молдовы, а также соседние с ней государства восторженно восприняли результаты досрочных выборов, в то время как оценки Москвы были куда как менее оптимистичны
Оценивая заголовки зарубежных СМИ, а также комментарии иностранных экспертов невольно складывается впечатление, что результаты состоявшихся выборов оказываются не так важны именно с точки зрения ожидаемых внутренних перемен. Снаружи, как оказалось, голосование в большей степени рассматривается как «важная геополитическая победа» и стратегический разворот внешнеполитического курса Молдовы в сторону запада.
В целом международные структуры, следившие за выборами, оценили их организацию весьма положительно, отметив, что электоральные конкуренты имели широкие возможности, а молдавскому избирателю была предоставлена богатая палитра выбора. При этом каких-либо серьёзных нарушений иностранные наблюдатели не выявили, обратив, однако, особое внимание на небеспристрастность действий Центральной избирательной комиссии.
Среди первых, кто поспешил поздравить граждан Молдовы с уверенной победой «PAS», были наши соседи — Румыния и Украина. В Бухаресте выразили надежду на сотрудничество с новым проевропейским, демократическим и нацеленным на реформы правительством, а также на дальнейшее развитие контактов персонально с молдавским президентом. Учитывая незаурядную активность румынской дипломатии в нашем региональном пространстве, активизация отношений с молдавским соседом станет, по-видимому, одним из приоритетных направлений внешней политики Бухареста на ближайшую пятилетку.
Владимир Зеленский в отличие от других международных партнёров сумел даже дозвониться до своей молдавской коллеги и весьма откровенно поздравил Майю Санду с победой «её партии», обозначив необходимость расширения молдо-украинского сотрудничества. Не исключено, что будущий молдавский премьер один из первых своих визитов совершит именно в Киев, чтобы наполнить практическим содержанием принципиальные политические договорённости, которые были достигнуты Зеленским и Санду ещё зимой этого года.
Европейский Союз достаточно символично поприветствовал результаты голосования в совместном заявлении Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, а также комиссара по вопросам соседства и расширения Оливера Вархеи. Не дожидаясь ясности в отношении будущего молдавского правительства, глава Делегации Евросоюза Петер Михалко уже побывал вчера в офисе «PAS» и переподтвердил зарезервированную европейскую поддержку для экономического восстановления Молдовы в размере 600 миллионов евро, которая станет доступной сразу после формирования руководящих органов государства. Похоже, что Брюссель намерен вернуть себе статус не только главного донора, но и основного оператора реформирования молдавской системы, который усилит позиции ЕС как в плане кадровой политики, так и внутриполитических раскладов в Кишинёве.
Вашингтон на уровне Государственного департамента выразил решимость укреплять партнерство с нашей страной на основе общих демократических ценностей. При этом буквально на следующий день после выборов в кишинёвский аэропорт прибыла первая партия американской вакцины Johnson & Johnson. Надо полагать, что американская администрация ожидает первого символического жеста со стороны нового молдавского парламента и правительства, а именно возобновление процедуры отчуждения территории столичного стадиона для строительства нового комплекса зданий для Посольства США в Кишинёве.
Москва естественно была менее оптимистична в своих оценках по поводу парламентских выборов в Молдове. На уровне российского МИДа была выражена надежда на последовательную реализацию действующих соглашений, а также готовность сотрудничать со всеми политическими силами, которые выступают за укрепление российско-молдавских связей.
Вместе с тем ряд российских спикеров, которые являются своего рода маркерами официальной позиции Кремля, а также отдельные околовластные эксперты озвучили более жёсткие месседжи, адресатами которых являются, прежде всего, лидеры «PAS» и лично Майя Санду. Судя по всему, главным вызовом для Москвы является стремительное сужение двусторонней повестки и выстраивание дальнейших отношений с Кишинёвом исключительно сквозь призму перспектив форсированного приднестровского урегулирования.
К слову, ускорение процессов вокруг левобережья, по всей видимости, неотвратимо. Не далее как вчера Посольство Великобритании уже презентовало главному молдавскому переговорщику аналитическое исследование, проведенное при финансовой поддержке правительства Соединенного Королевства, под названием «Урегулирование приднестровского конфликта: повышение потенциала официальных рабочих групп». Оно оценивает нынешнее состояние переговорного процесса, а также содержит конкретные рекомендации для упорядочения диалога и определения прагматических решений.
Финальные результаты выборов, а также успешный прорыв Майей Санду внешнеполитической изоляции открывают новым молдавским властям широкое поле для развития международных контактов. Исходя из складывающихся обстоятельств, а также высокой предрасположенности коллективного запада взять нашу страну под плотную финансово-политическую опеку, скорее всего, на внешнем периметре наибольшие сложности можно ожидать именно в отношениях с Кремлём. Нет сомнений в том, что новая политическая реальность будет неизбежно вести к дальнейшему сокращению российского влияния в регионе и соответствующим болезненным реакциям, к которым наши политики должны быть предельно готовы.
Естественно, что итоги досрочных выборов, как ни крути, несут в себе значительный геополитический заряд. Несмотря на то, что заместитель генсека НАТО также не упустил возможности высказаться по поводу парламентских выборов, назвав их поворотным моментом в европейской судьбе Молдовы, хочется верить, что как минимум на первом этапе новое руководство республики постарается вести себя более осторожно и осмотрительно, сосредоточившись сугубо на длинном перечне внутренних проблем и не ввязываясь в существующее противостояние Вашингтона и Москвы.