Сергей ЧЕБАН
Парламентское большинство настолько активно накапливает ошибки, что складывается ощущение, будто у Майи Санду и партии «Действие и солидарность» на самом деле нет достаточных ресурсов, опыта, знаний и чёткого плана, чтобы кардинально изменить ситуацию в стране
Одной из главных тем минувшей недели, конечно же, стало выступление Майи Санду на очередном заседании Генеральной ассамблеи ООН. Речь нашего президента с высокой трибуны за это время уже успели разобрать по косточкам журналисты и эксперты, в целом сойдясь на том, что уверенная и умиротворяющая подача должна вселять надежду в жителей Молдовы. Меж тем в реальности страна вступает в очередной сложный переходной период, а наслоение проблем происходит настолько стремительно, что складывается ощущение полной растерянности нового правительства.
Прежде всего, нельзя не заметить, что уже несколько недель к ряду активно растёт число заражений коронавирусной инфекцией. Из-за этого Совет Европейского Союза уже исключил Молдову из списка «зелёной зоны». При этом в перечень были внесены Чили, Кувейт и Руанда. Такое решение стало не только звонкой пощёчиной молдавскому руководству, но и поводом признать, что кабмин не справился с приоритетной задачей и не удержал эпидемиологическую ситуацию на уровне минимальных показателей заболеваемости.
Продолжается также весьма оригинальная практика назначений на высокие руководящие посты. Всё более заметным становится желание властей держать эти процессы на дистанции от общественного контроля с применением не очень прозрачных механизмов селекции кандидатов. Обходятся и без проведения консультаций с представителями гражданского общества. Пример избрания на должность парламентского омбудсмена Натальи Мошолаг, которая долгое время являлась личным адвокатом Майи Санду, приводит нас к неутешительным выводам. Получается, что процессы назначения вновь в большинстве случаев происходят по политическим критериям и с учётом персональной лояльности тех или иных соискателей на высокие государственные должности.
В этом плане первым тревожным сигналом, как полагают эксперты, стало решение Конституционного суда о приостановлении действия указа президента об освобождении Дмитрия Пулбере от должности члена Высшего совета прокуроров. Это говорит о том, что действия властей уже выходят за пределы элементарных правил игры и имеют все признаки грубого нарушения действующего законодательства. Кроме этого, видно, что в окружении Маий Санду находятся люди с неоправданно сильными политическими амбициями, но слабой профессиональной подготовкой, подталкивающих президента к совершению ошибок, которые имеют свою цену для личной репутации первого лица страны.
Наиболее ярким примером непоследовательности и дезориентированности руководства и правительства является ситуация с новым газовым контрактом. Надо отдать должное оппозиции, которая при всей внутренней неопределённости и разобщённости, пожалуй, впервые сумела поставить власти в неудобное положение и вынудить начать действовать и звонить в Москву. Хотя несколькими неделями ранее Майя Санду говорила о том, что не усматривает необходимости в вовлечении правительства в переговоры о поставках голубого топлива. Такие крутые виражи не могут не вызывать тревогу, поскольку у кабинета министров, судя по сумме проколов, нет никакого чёткого плана и видения своей позиции даже по такому значимому вопросу, как энергетическая безопасность государства.
Правда, возможно, таковой хотя бы имеется в вопросе реинтеграции, раз вице-премьер Влад Кульминский заявил о желании в ходе планируемой встречи в формате «5+2» убедить всех участников в необходимости начать переговоры о политическом урегулировании приднестровского конфликта. Примечательно, что эти слова прозвучали накануне визита в Молдову президента ФРГ Франка Штайнмайера, который хорошо знаком с приднестровской проблемой. Между тем, известно и то, что господин Штайнмайер является автором небезызвестной «формулы» имени себя по реализации Минских соглашений и при желании может что-нибудь написать и для Кишинёва.
Несмотря на то, что в оппозиции идёт непростая перегруппировка и проявлять внимание к манёврам властей удаётся лишь от случая к случаю, парламентское большинство настолько активно накапливает ошибки, что у коммунистов с социалистами, скорее всего, в ближайшие месяцы не будет недостатка в поводах для активной критики. Это поможет им выровнять свои электоральные показатели, которые можно будет опробовать в ходе ноябрьских выборов бельцкого градоначальника.
Почти двухмесячное управление страной в ручном режиме обнажило суровую действительность – у Майи Санду и партии «Действие и солидарность» на самом деле нет достаточных ресурсов, опыта, знаний и чёткого плана, чтобы кардинально изменить ситуацию в стране. В таких обстоятельствах, увы, вновь напрашиваются сравнения с Владимиром Зеленским и его партией «Слуга народа», которые кроме амбициозных планов коренным образом изменить жизнь украинцев, не имели ни стратегического видения, ни тактики достижения своих целей. В результате к осени 2021 года украинский президент решил объявить войну практически всем влиятельным финансово-экономическим группам с единственной целью удержаться в своём кресле.
Пожалуй, мы пока далеки от столь печальных сценариев, но при сохранении таких темпов «работы» нынешнее правительство, как и первый украинский кабмин Алексея Гончарука, рискует пасть под тяжестью нерешённых проблем и массированной критики в течение полугода. Безусловно, на Наталью Гаврилицу и её нынешних коллег можно будет списать многое, особенно, все неудачи и нереализованные надежды населения на быстрое улучшение качества жизни. Однако в условиях жёсткого кадрового дефицита следующий состав молдавского правительства может оказаться ещё более слабым.
Если в ближайшее время мы продолжим наблюдать напористые и бесцеремонные действия власти, то с уверенностью можно будет сказать, что нынешний с виду респектабельный политический режим не слишком-то сильно отличается в лучшую сторону от периода правления Влада Плахотнюка в плане прозрачности, демократических принципов и ползучего захвата государства. Складывается ощущение, что, ещё ничего не сделав для страны, Майя Санду и её партия с самого начала начали готовить все условия, чтобы как можно крепче пристегнуться к служебным креслам и крепко сжать власть в своих руках на как можно долгий отрезок времени.