Сергей ЧЕБАН
Удаление любых элементов, угрожающих безопасности Молдовы, в нынешних геополитических условиях должно стать приоритетом для руководства страны, в том числе в оживающем приднестровском урегулировании
На прошлой неделе начал подавать признаки жизни процесс приднестровского урегулирования: впервые за несколько месяцев встретились главные переговорщики от Кишинёва и Тирасполя. Судя по сухим пресс-релизам, разговор вышел недолгим, а его участники ограничились перечислением насущных проблем. Тем не менее, вроде бы есть совместное желание переговоры продолжать, в том числе в отраслевых рабочих группах и формате «5+2».
В целом понятно, что с назначением нового вице-премьера по реинтеграции можно ожидать оживления вокруг приднестровского вопроса. Тем более сейчас, с учётом происходящих в регионе событий, он действительно нуждается в самом пристальном внимании властей. Никому не нужно, чтобы ситуация и в этой зоне начала выходить из-под контроля, и в этом разрезе немалый интерес к теме есть и у наших партнёров по развитию. Поэтому в течение недели вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян успел повидаться с представителями практически всех ключевых игроков: США, ОБСЕ, Германии, России и Польши.
Стоит сказать, что шквал самых разных событий на время вытеснил приднестровское досье на периферию внутриполитической жизни страны. Высказывались даже идеи и вовсе подморозить отношения с левым берегом до лучших времён. Наверное, так бы и произошло, если бы не сумма внешних факторов, угрожающих резкой дестабилизацией статуса-кво вокруг приднестровской проблемы. Эксперты резонно призывают руководство взять ситуацию в свои руки. Ведь хотим мы этого или нет, но Молдова с неурегулированным конфликтом на своей территории становится частью большой региональной игры пока с не вполне понятным исходом и последствиями для нашей страны.
Несколько дней назад Майя Санду, пожалуй, впервые с момента
«инициативных» заходов Москвы и Тирасполя об обсуждении политического урегулирования конфликта, сделала сразу несколько интересных высказываний по приднестровской теме. Во-первых, президент заявила, что не видела при обсуждении газового контракта каких-либо «планов» по левобережью, но при этом Дмитрий Козак якобы убеждён, что конфликт может быть разрешён очень быстро. Сама же Санду считает, что решение должно основываться как на внутреннем, так и на международном консенсусе.
Президент также «отметилась» и в интервью румынскому телеканалу, да так, чтобы в Москве не было никаких иллюзий по поводу того, что Кишинёв закроет глаза на прошлое и как ни в чём не бывало примет решение завершить приднестровское урегулирование. Самыми резонансными стали слова о том, что вооруженный конфликт в Приднестровье был попыткой определённых сил воспрепятствовать независимости молдавского государства, и что Россия направила своих людей участвовать в боевых действиях против нашей страны.
Что касается посещения российской столицы, то вероятность этого остаётся туманной. Судя по всему, договариваться нашему лидеру с Владимиром Путиным пока особо не о чем. Хотя, по мнению Майи Санду, есть сигналы из Москвы о возможном прогрессе по утилизации боеприпасов на складах в Колбасном. Эта тема стала одной из центральных в ходе недавней поездки делегации МИДЕИ в Москву. Говорили и про возобновление вывода российских войск, дислоцированных на левом берегу Днестра, которое могло бы последовать после ликвидации складов оружия.
Пока же, по всей видимости, правительство старается поддерживать стабильность, в том числе экономическое положение левобережья, чем, собственно говоря, и спровоцировало очередную волну критики со стороны правой оппозиции и представителей гражданского общества. Речь идёт о ходатайстве кабмина в адрес Европейской комиссии с просьбой снять запрет на экспорт металлолома в Молдову, то есть для снабжения металлургического комбината в Рыбнице. Никто не стал разбираться в причинах такого решения и пояснениях руководства, однако стало очевидно, что в обществе есть серьёзный запрос на жёсткую политику в отношении приднестровского региона и местного бизнеса.
К слову, на этом фоне в Приднестровье учения ОГРВ проходят чуть ли уже не в еженедельном режиме, и пока всё международное внимание приковано к ситуации на российско-украинской границе, у нас под боком обстановка также стремительно меняется и не в лучшую сторону. Президент на днях, конечно же, попыталась успокоить всех, заявив, что Кишинёв внимательно следит за ситуацией на левом берегу Днестра, и поведение российских войск в регионе не изменилось. Но полностью поверить в такие умиротворяющие высказывания сложно, когда практически одновременно глава правительства говорит о необходимости увеличить расходы на оборону в госбюджете.
Повышенное внимание к теме безопасности и незавершенных конфликтов на континенте, кадровые назначения, очевидное желание Москвы разобраться с приднестровской папкой – всё это указывает на то, что в скором времени нас ожидает определённый рестарт приднестровского урегулирования. А, значит, нужно быть готовыми к любому сценарию. Итоги недавних переговоров по Донбассу, участие в которых лично принимал Дмитрий Козак, по большому счёту оказались безуспешными. Что ещё раз подтвердило отсутствие у Вашингтона желания серьёзно давить на Киев для уступок Кремлю, считающего, что настал хороший момент для окончательных (и позитивных для себя) решений по Донбассу и Приднестровью. Поэтому, невзирая на возможный всплеск активности по приднестровской теме, как минимум, мы можем рассчитывать на поле для широкого манёвра и постановку максимально выгодной для себя позиции, которую, скорее всего, поддержат наши партнёры на Западе.
Некоторые эксперты уже давно говорят, что поведение руководства республики не должно сводиться лишь к тому, чтобы стараться излишне не раздражать Москву. Постоянно заявлять про «необходимость вывода российских войск» и при этом не говорить о прямой опасности, исходящей от приднестровских военизированных структур и ОГРВ, довольно странно. Так что в преддверие очередной встречи «5+2» следовало бы выступить с несколькими важными инициативами, затрагивающими, прежде всего, сферу безопасности. Именно этот момент должен стать приоритетным, поскольку в нынешних региональных условиях самым важным становится удаление любых элементов, угрожающих безопасности республики. Это также может создать хорошую основу уже для окончательного политического урегулирования, которое в текущей системе координат крайне маловероятно.