Помимо продолжающегося наплыва беженцев Молдова всё отчётливее ощущает толчки надвигающейся волны кризиса в широком диапазоне отраслей экономики и не только
Не прекращающийся уже две недели российско-украинский военный конфликт всё сильнее вязнет в различных переговорах, итоги которых пока не вселяют особого оптимизма. Напротив, происходящее в соседней стране всё чаще вызывает тревогу как у руководства нашей республики, так и рядовых граждан, в первую очередь из-за возможного дальнейшего ухудшения ситуации и усиления вооружённого противостояния.
Вчерашняя встреча министров иностранных дел Украины и России на полях дипломатического форума в Турции так и не принесла каких-либо прорывов. Оба министра зафиксировали полный провал переговоров, даже по вопросам открытия гуманитарных коридоров. Сергей Лавров, в отличие от своего коллеги, видимо, ожидал такого исхода и использовал встречу, скорее, как повод пообщаться с международными журналистами и донести позиции Москвы в условиях информационной изоляции России.
Чем дальше, тем чётче проявляется реальный международный контекст войны в Украине. К вечеру французский президент Эммануэль Макрон сделал несколько важных заявлений о том, что открывать процедуру вступления в Евросоюз для воюющей страны было бы не совсем правильно. Кроме того, он обратил внимание на уязвимость Молдовы, которая зависит от российских энергоносителей и имеет проблему Приднестровья. К утру стало понятным, что Киеву вежливо отказали на просьбу об ускоренной интеграции, «отделавшись» лишь выражением солидарности Украине и словесной поддержкой её приверженности европейскому пути развития.
Соединённые Штаты, в свою очередь, уже несколько дней проговаривают практически одну и ту же позицию о том, что не могут предоставить Украине тяжёлое вооружение и авиацию. По мнению Вашингтона, этот шаг якобы никак в принципиальном плане не изменит ситуации, а попытки обеспечить бесполётную зону над украинской территорией могут спровоцировать прямой конфликт НАТО с Россией.
Складывается ощущение, что Запад исчерпал приемлемые для себя объёмы как военной поддержки Киева, так и санкционного воздействия на Москву. Киев это понимает, уже делая намёки на возможный референдум как способ урегулирования статуса т.н. «ЛДНР», а также готовность отказаться от курса на вступление в НАТО. Но, по-видимому, Россия продолжает ставить завышенные требования, пойдя на которые Зеленский рискует повторить участь Виктора Януковича, а заодно поставить под вопрос дальнейшее существование страны. К слову, вчера одно из авторитетных украинских изданий опубликовало список условий, который, по сведениям редакции, выдвинула Москва, принять которые ни один из нынешних украинских политиков не сможет.
Одновременно, улавливая некоторые признаки возможного компромисса между Москвой и Киевом, европейские лидеры, Израиль и Турция прилагают серьёзные усилия, чтобы дать жизнь хоть одной бумаге с какими-то, даже пусть промежуточными, договорённостями, устраивающими обе стороны, чтобы остановить боевые действия и дальнейшее кровопролитие.
Однако, оставшись в итоге один на один с Москвой, Киев от полной безысходности может принять решение идти до конца, не поддавшись на шантаж, пусть даже с риском намного большего ущерба от долгой войны. Правда, цена такого решения может быть чрезмерно высокой не только для рядовых украинцев, экономики и территориальной целостности страны, но и для Европы в целом.
Если переговоры не приведут к каким-либо результатам, то главная угроза для стран ЕС заключается в дальнейшей эскалации конфликта, который стремительно приближается к границам НАТО и может с лёгкостью перекинуться на территорию одной из стран альянса. В этом случае возникнет вопрос активации пресловутой пятой статьи, то есть все будут поставлены перед тяжёлым выбором: ввязаться в широкое военное противостояние с риском задействования ядерного оружия либо не применять режим коллективной обороны. Но тогда репутация альянса, а также его единство будут серьёзно подорваны.
Между тем, как верно заметил Макрон, в наиболее уязвимом положении находится именно наша страна, которая в этих условиях может рассчитывать исключительно на свои силы при «моральной поддержке» европейского сообщества. В случае возобновления активной фазы войны одним из самых вероятных направлений наступления российских войск станет Одесская область, где уже сооружаются глубоко эшелонированные оборонительные позиции. Кроме того, с началом боевых действий у украинских военных возникнет гораздо больше соблазна втянуть Молдову в свой конфликт под предлогом «приднестровской угрозы», которую на протяжении последних двух недель киевские стратеги информационно обкатывали уже несколько раз.
Надо признать, что десятки тысяч украинских беженцев, а также массив других негативных факторов, вызванных вооружённым конфликтом в Украине, выявили всю хрупкость нашей государственной системы, которая уже сейчас работает на пределе своих возможностей. Это только ухудшается попытками «заработать» на нынешнем кризисе, например, искусственно завышая цифры находящихся в Молдове украинских беженцев.
Последние дни правительство всё отчётливее начинает ощущать толчки надвигающейся волны кризиса в широком диапазоне отраслей экономики. Так, из-за повышения стоимости топлива, а также прекращения функциональности транспортных коридоров через территорию Украины с предложением о срочном принятии мер поддержки обратилась ассоциация международных перевозок, представители которой угрожают приостановкой экспортно-импортных операций. В не менее критическом положении накануне посевной кампании оказались сельхоз производители.
Всё это накладывается на неизбежное повышение цены на газ, отсутствие ясности с поставками электроэнергии, растущей паникой среди населения, рванувшего срочно оформлять проездные документы. Поэтому, если украинский кризис продолжит нарастать, то руководство нашей страны рискует потерять контроль над ситуацией, которая приведёт к катастрофическим социально-политическим последствиям.