Судя по всему, печальный конец нынешнего правительства предрешен – но до своей отставки оно обязательно доведет до конца свою «шоковую терапию» для Молдовы, чтобы максимально впитать общественный негатив и позволить преемникам начать все с чистого листа
Семен АЛБУ, RTA:
Триумф PAS на европейской арене радикально не поменял более чем унылую ситуацию для «желтых» внутри страны и
не прибавил им народной любви. Люди, в общем и целом, все прекрасно понимают, им уже не продашь так легко воздух, как в 2014 году. Как в страну потечет помощь из ЕС, как она начнет конвертироваться в какие-то реальные улучшения для людей в виде повышенных зарплат и пенсий, улучшенной инфраструктуры, качественных услуг и работающей системы юстиции, тогда ветер общественных настроений и начнет меняться. Но что-то подсказывает, что произойдет это – если вообще случится – крайне нескоро.
Меж тем власти обнаружили себя в эпицентре очередного скандала, вызванного реорганизацией учреждений высшего образования – по факту их радикальным сокращением и слиянием. Решение не бесспорное, хотя и одновременно не беспричинное. Объективные данные говорят, что число студентов у нас уменьшилось в два раза за последние пятнадцать лет, и было бы странно, чтобы такое колоссальное падение не отразилось на количестве высших учебных заведений в стране.
Но опять же, управленческий стиль при проведении этой реформы оставляет желать много лучшего, и населению не смогли внятно объяснить, что и почему делается. Поэтому не стоит удивляться тому, что в сокращении вузов теперь видят, прежде всего, либо банальное желание сэкономить немного бюджетных денег за счет «кровопускания» системе высшего образования, либо и вовсе корыстный мотив – поживиться за счет высвобождающейся дорогой собственности.
Этот дурно пахнущий для правительства сюжет – лишь один в череде многих. У нынешней команды министров по факту за прошедший год нет ни одного по-настоящему крупного и долговременного успешного кейса, кроме как хорошо заполненных анкет для Брюсселя. Прошлой осенью еще случилось широко разрекламированное повышение пенсий до 2000 лей – но на самом деле, коснулось это далеко не всех, кто его ожидал, а инфляция этого года с лихвой перекрыла даже тот небольшой позитив, который получился от этой «пенсионной добавки».
Так что правительство все никак не выкарабкается из ямы негатива, в которую оно угодило чуть ли не с первых дней правления. По сути, вместо управления страной ему приходится заниматься кризис-менеджментом – причем часть этих кризисов связана непосредственно с его собственными действиями, которые в совокупности можно назвать «шоковой терапией» для Молдовы.
О том, что таковая непременно будет проведена нынешним составом правительства, я и мои коллеги писали уже не раз. Конечная цель – повсеместное сокращение госрасходов, внедрение по максимуму «рыночного регулирования», постановка под контроль правящей партии всех государственных институтов и ведомств, создание почвы для окончательного дрейфа на Запад и отрыва от традиционных энергетических и не только связей.
Разумеется, такие кардинальные перемены невозможно организовать без последствий для страны и общества. Но социально-экономическая логика и интересы населения здесь приносятся в жертву политической целесообразности. Как сказал как-то Игорь Гросу, главная цель PAS – выиграть следующие выборы. А не то, что вы могли подумать.
Исходя из политтехнологических соображений, властям выгодно сейчас нанизать на нынешнее правительство побольше народного недовольства, делая его «козлом отпущения» за все грешки «желтой команды». Наш прогноз на то, что правительство Гаврилицы – это правительство самоубийц, постепенно сбывается. Этому также способствовали и объективные обстоятельства вроде военных действий в Украине, и откровенно слабые назначены на министерские посты, особенно в финансово-экономическом блоке.
Поэтому как я это вижу. Это лето кабмин продолжит раскручивать узел непопулярных решений, урезая «по-живому» все расходы и социальные бенефиты. Повышение процентных ставок по ипотечному проекту «Prima casa», уже упомянутое слияние вузов, максимальное сужение мер поддержки населения в сторону «адресных» методов, поправки к Трудовому кодексу, резко попирающие права работников в пользу работодателей. На это наслаиваются продолжающийся рост цен, высокая стоимость топлива, непопулярные меры в аграрном секторе вкусе с невозможностью помочь фермерам, в чем откровенно призналась на встрече с ними Наталья Гаврилица.
Никуда не деваются и проблемы с энергетической безопасностью. Газ дорожает на глазах. Если в июне мы платили 880 долларов за тысячу кубометров, то в июле уже 980, а в августе с нынешней ценовой динамикой на европейских рынках цена, скорее всего, подскочит до 1200 и более долларов. Что неминуемо вызовет очередную корректировку тарифов – естественно, в сторону увеличения для потребителей. А уж что будет ближе к зиме, даже страшно себе представить.
То, что правительство не справляется со всеми этими вызовами, даже несмотря на облегчение себе жизни администрированием в режиме ЧП – очевидно любому. Причем все обстоит так плохо, что поиск решений по самым большим проблемам уже спустили в парламентские комиссии, тоже, впрочем, пока не добившиеся особых результатов. Отсюда и проседающие рейтинги PAS, которая внутри страны уже не является самой популярной партией. Сейчас даже со стороны фракции правящей партии в парламенте пошли сигналы о том, что организационные выводы по работе кабмина будут сделаны, и у них будут «последствия». То есть, видимо, кадровые перестановки.
На самом деле, думаю, что власти будут всеми силами стараться продержаться в нынешней конфигурации как минимум до поздней осени, когда все сегодняшние кризисные явления достигнут апогея. В этот же момент наверняка наберут нужную массу протестные настроения, которые тоже нужно будет чем-то купировать. И вот тогда настанет момент для контролируемого спуска «пара», чем и выступит крайне непопулярное правительство Наталь Гаврилицы. А если ситуация к тому моменту станет для партии власти совсем тяжелой, не исключаю, что дополнительно некоторые портфели в новом кабмине могут разделить с оппозицией, презентовав что-то вроде «коалиции национального спасения» – при сохранении всех реальных рычагов власти у PAS.