Сергей ЧЕБАН
Несмотря на бравурные реляции правительственных чиновников, говорить о реальной победе Молдовы над энергетической зависимостью от России пока рановато
По сообщениям министерства энергетики правительство активно верстает план подготовки к следующему отопительному сезону, а также интеграцию Молдовы в европейский энергетический рынок. В настоящее время в ведомстве изучают три сценария в энергетическом секторе в период зимы 2023-2024 гг. При этом страна уже сейчас гораздо лучше подготовлена по сравнению с прошлым годом. Прежде всего, из-за того, что есть неплохой опыт закупки электроэнергии и природного газа в ЕС, синхронизация с европейскими электросетями, а также доступ к аукциону закупок газа через общую платформу ЕС. Что важно, Виктор Парликов сообщил о намерении изменить нормативно-правовую базу для создания настоящего энергетического рынка и снижения зависимости от России.
Такие заявления министра вступают в некоторое противоречие с недавними словами премьер-министра Дорина Речана на конференции по безопасности в Бухаресте о том, что Молдова уже избавилась от российской энергетической «кабалы». Как утверждал Речан, если в начале войны в Украине 100% потребляемой энергии происходили из России, то сегодня республика больше не зависит от поставок оттуда; более того, Молдова интегрирована в европейскую энергетическую сеть как технически, так и коммерчески. Действительно минувшей зимой впервые в своей новейшей истории нам удалось обойтись без (прямой) закупки российского газа. Казалось бы, наступил тот самый исторический разрыв с Москвой, которая десятилетиями применяла энергетические рычаги для политического давления. Но так ли всё однозначно?
Начало нынешнего года сопровождалось рядом знаковых событий в плоскости энергетических связок между Молдовой и Россией, свидетельствующих о том, что до какой-либо финальной ясности в этой области ещё далековато. Сейчас газовая «тяжба» преимущественно сосредоточена вокруг аудита деятельности АО «Молдовагаз». Итоги проведенных Счетной палатой проверочных мероприятий, скорее ведут к обострению отношений с «Газпромом», нежели выводят их в зону компромисса.
Известно, что помимо этого правительство наняло с целью проведения независимого международного аудита две иностранные компании, однако пока нет даже малейших намёков, что результаты этой работы увидят свет. Можно предположить, что власти, каковыми бы ни были итоги проверки, не намерены выплачивать долги «Газпрому». На первый взгляд следствием такого решения могли бы стать длительные инвестиционные разбирательства в национальных и международных судах. Однако всё-таки международная обстановка на стороне Кишинёва, и в нынешних обстоятельствах российскому монополисту вряд ли удастся через международные инстанции взыскать задолженность с «Молдовагаз».
Нельзя исключать, что таким образом это предприятие готовят к плавному банкротству, чтобы национализировать активы и восстановить государственный контроль над газовой инфраструктурой и хозяйством страны. Это необходимо не только для того, чтобы поставить окончательную точку в вопросе избавления от российской газовой зависимости, но и получить возможность доставлять голубое топливо из альтернативных источников и поделиться частью государственных активов с румынскими или западными инвесторами. Благо дефицита интереса к молдавскому потребителю нет: намедни министр энергетики Румынии заявил, что Бухарест желает снабжать Молдову электроэнергией и природным газом «целиком и полностью».
Как известно, сейчас российский газ поступает лишь на левый берег Днестра для производства электроэнергии. Однако, понятно, что такая схема поставок может быть прервана в любой момент как по решению Кишинёва, так Киева или Москвы. Особенно с учётом того, что украинская инфраструктура находится в зоне нестабильности и постоянного риска. Поэтому главной задачей нашего министерства энергетики остается вопрос обеспечения необходимого количества газа при реализации или форс-мажорном возникновении самых разных сценариев.
Как считают эксперты, в этом году Европа получит меньше российского газа, чем в 2022 году, что вынудит европейские компании снова наращивать импорт сжиженного природного газа. По некоторым расчётам, дефицит
голубого топлива на европейском рынке в 2023 году составит около 30 млрд куб. м. Между тем, европейским государствам придётся конкурировать за СПГ с Азией, где происходит постоянный рост спроса на энергоносители. С учётом этих и иных причин следующий зимний период может оказаться тяжелее предыдущего и вызвать очаги энергетических кризисов в отдельных наиболее уязвимых регионах Европы.
Особую важность в вопросе «излечения» от российской энергозависимости имеет продолжающийся импорт электроэнергии с левого берега. Как показала осень прошлого года, если закупки голубого топлива из альтернативных источников мы уже способны осуществить, то обойтись без дешёвой электроэнергии с МГРЭС, работающей на российских энергоносителях, почти невозможно, пока не будут созданы соответствующие технические и инфраструктурные условия.
Во многом активность властей в области энергетики объясняется ещё и фактором осенних выборов в местные органы власти. Поэтому в течение лета правительство вместе с парламентским большинством бросят все силы, чтобы постараться снизить тарифную нагрузку на население и бизнес, если не за счёт снижения закупочной цены, то уж точно внешними грантами и займами.
Об этом свидетельствуют недавние договорённости правительства о том, что Молдова получит от США грант для укрепления энергетической безопасности и возмещения расходов на закупку электроэнергии. Новый пакет помощи предусматривает дополнительное выделение 220 млн долларов в качестве безвозмездного вклада в рамках Соглашения для укрепления энергетической безопасности Молдовы. Кроме того, предполагается отдельная бюджетная поддержка, которая обеспечит возмещение расходов на закупку электроэнергии у поставщиков в Украине и странах ENTSO-E в период с сентября 2022 года по март 2023 года.
Получается, во второй половине года основная проблема для наших властей будет заключаться в следующем: суметь найти выход из ситуации, когда ЕС будет одновременно стараться уменьшить прибыль российских энергетических монополий и в то же время не допустить дефицита энергоресурсов в Европе из-за высокого спроса на глобальных рынках. Энергетическая безопасность Молдовы, к большому сожалению, не находится среди приоритетных задач Брюсселя, поэтому на сегодняшний день нет особой уверенности, что наша страна будет на все 100% обеспечена энергоносителями, ещё и не российского происхождения.
Таким образом, все бравурные и обнадёживающие заявления властей о победе над энергозависимостью от Москвы пока, увы, не имеют под собой какой-либо твёрдой основы. Ситуация по-прежнему остаётся очень непредсказуемой, чем Кремль непременно будет воспользоваться, тем более в преддверии грядущих избирательных циклов.