Сергей ЧЕБАН
Гражданское общество и независимые эксперты пока очень невысоко оценивают деятельность нового правительства, которому за первый рубежный срок не удалось показать перспективу решения социально-экономических проблем страны
27 мая правительству Дорина Речана стукнуло 100 дней. Традиционно именно такой срок отводится руководящим органам в качестве испытательного, чтобы проявить себя, в то время как эксперты, журналисты и гражданское общество стараются подвести первые итоги их работы. Однако наш новый кабмин пока совершенно не спешит докладываться за первую «стометровку». Можно предположить, что отчёт последует уже после первых чисел июня, чтобы записать себе в актив успешное проведение саммита Европейского политического сообщества в Бульбоаке.
Финал первых трёх месяцев нынешнего правительства завершился очередным продлением на 60 дней чрезвычайного положения, которое наделяет его практически неограниченной властью, от которой, как видим, никто не собирается отказываться. К основным причинам, которые требуют продления режима ЧП, как обычно относят непредсказуемый характер войны между Россией и Украиной, а также растущие риски в секторе безопасности, энергетики и миграции из соседнего государства. Войдя во вкус, кабмин намеревается ещё больше упросить себе жизнь и в июне вынести на рассмотрение парламента инициативу об изменении действующего законодательства, чтобы наделить себя возможностью принятия чрезвычайных постановлений. По-видимому, это делается на случай, если с режимом ЧП всё-таки придётся расстаться.
Смена правительства Натальи Гаврилицы на команду Дорина Речана была преподнесена населению придворными журналистами в качестве глотка надежды. В то же время именно это стало причиной неоправданно завышенных ожиданий в обществе, которые в итоге могут привести к серьёзному социальному разочарованию. Из-за ряда ошибок и неудач, которые, как показали первые сто дней, абсолютно неизбежны, кабинет министров Речана может также постигнуть участь отставки. Причём, ещё и более быстрой – учитывая не самые высокие позиции нынешнего премьера в закулисной иерархии правящего режима.
Последнее подтверждает хотя бы тот факт, что Речан до сих пор не является членом партии «Действие и солидарность». Хотя ещё в феврале он заявлял, что для него было бы честью получить приглашение о вступлении в её ряды, надо полагать, до сих пор такого предложения ему так и не поступило. Это лишь укрепляет гипотезу, что Речан остаётся для внутрипартийных групп PAS «чужим среди своих», будучи скорее креатурой западных посольств, нежели выдвиженцем провластных кланов.
«Евроинтеграция, безопасность и дисциплина» – именно так кратко можно изложить цели, которые перед собой ставило три месяца назад нынешнее правительство. По оценкам большинства экспертов, добиться чего-то существенно в этих областях так и не удалось. При этом к числу основных «достижений» нынешней команды министров отдельные лояльные комментаторы относят то, что ей удалось купировать опасные для государства тенденции, а общая ситуация в стране перестала деградировать. В результате чего якобы можно рассчитывать на слабый, но всё-таки рост экономики по итогам этого года.
По последним социологическим опросам граждане очень средненько оценивают работу правительства за первые три месяца, так и не почувствовав ничего, что могло бы указывать на изменение ситуации в лучшую сторону в не столь отдалённой перспективе. Хоть какой-то оптимизм, пожалуй, могут испытывать только чиновники из министерств и агентств, которым по предложению Речана предлагается в несколько раз увеличить зарплату. Правда такое повышение благосостояния в госсекторе идёт явно не от имеющихся финансовых излишков, а от стремительно растущего кадрового голода. Возник он, кстати, ещё на начальном этапе властвования PAS, когда без особого разбора шли политические чистки в системе органов власти.
Итогом плачевной кадровой ситуации стало то, что за первые 100 дней правительство разродилось, по сути, единственной программой поощрения инвестиций под названием «373», вызвавшей немало ироничных откликов. Более того, Дорин Речан вместе со своими коллегами умудрился разругаться с аграриями, которые уже объявили о нон-стоп акции протеста с 7 по 30 июня на Площади великого национального собрания. Ожидается участие около 1000 человек с примерно 300 единицами сельхозтехники.
Нынешнему составу правительства приходится уделять немало внимания «особым» регионами страны. Если говорить о левобережье, то главным результатом стало заключение долгосрочного, по нынешним меркам, контракта на закупку приднестровской электроэнергии, по которому также снизилась её стоимость. В остальном отношения с Тирасполем остаются преимущественно замершими. Скорее всего, в ближайшее время не стоит надеяться на какие-либо прорывы: все, очевидно, ждут ясности в конфликте между Киевом и Москвой.
Диалог с Гагаузией, напротив, из привычного умеренного состояния имеет все шансы выйти на уровень эскалации начала 90-х. Премьер-министр практически регулярно вступает в перепалку с ещё действующим башканом Ириной Влах и, если не произойдёт серьёзных правовых изменений в полномочиях Гагаузии, то пикировки между Кишинёвом и Комратом станут привычным делом для каждого заседания правительства. Судя по его заявлениям, Речан был одним из сторонников отмены итогов выборов главы автономии, поэтому вероятность какого-либо компромисса между кабмином и местными гагаузскими элитами очень невелика. Особенно, если учесть определённо ультимативный тон требований в адрес центральных властей, изложенных в резолюции недавнего всегагаузского съезда депутатов всех уровней.
В преддверии инаугурации нового правительства Дорина Речана я
предполагал, что его основными задачами будут внутриполитическая стабилизация, удержание власти любой ценой и всесторонняя поддержка Украины, в то время как социальные и экономические проблемы отойдут на второй план. В действительности всё именно так и произошло, а «визитной карточкой» первой стодневки стало общение Речана с оргеевским пенсионером, завершившееся призывом премьера к гражданам страны «поменьше ныть».
На протяжении всех трёх месяцев не покидает ощущение, что текущая формула кабинета министров – всё же временная, переходная. Февральская рокировка помогла выпустить пар накопившегося социального гнева и параллельно с этим погасить внутрипартийные трения, грозившие разрушить мажоритарную конфигурацию действующей власти. Дорину Речану так и не дали сформировать собственную команду, а персональный состав правительства стал по большому счёту компромиссом между различными близкими к власти группами по интересам.
Премьер-министру надо всерьёз готовиться к тому, что время на раскачку закончилось, и избирателям необходимо что-то продемонстрировать в качестве результата. Так или иначе, фактор эффективности работы правительства станет одним из определяющих на предстоящих местных выборах этой осенью. И если кабмин своей неудовлетворительной работой потянет вниз рейтинги правящей партии, то нельзя исключать, что накануне выборов парламент может пойти на очередную перекомпоновку исполнительной власти.