Антон ШВЕЦ
Решение правительства радикально сократить персонал посольства России в Молдове неизбежно спровоцирует глубокий дипломатический кризис в отношениях между двумя странами
Вчерашнее заявление МИДЕИ о сокращении численности персонала посольства России в Кишинёве и Российского центра науки и культуры произвело эффект «разорвавшейся бомбы». Стоит признать, что дипломатические отношения двух стран, в которых давно не находится места взаимным визитам и конструктиву, окончательно скатились к публичным переругиваниям и демаршам. Вызовы российского Посла в МИДЕИ, зачастую по абсолютно надуманным поводам, стали новой нормой, производной от откровенно антироссийской политики воспитанного западом руководства страны.
Нынешняя высылка дипломатов стала вовсе не первой в истории российско-молдавских дипломатических сношений. Режим Плахотнюка тоже отправлял на родину сразу пять сотрудников военного атташата посольства в 2017 году, попутно запрещая на 10 лет въезд в страну представителю президента России Дмитрию Рогозину. А в середине апреля этого года после скандального отказа в пропуске в Молдову главы Татарстана Рустама Минниханова был депортирован консульский сотрудник российского посольства, якобы поссорившийся со службами аэропорта.
Правительство и парламент достаточно давно анонсировали планы по сокращению численности сотрудников российской дипмиссии, связав это с необходимостью сохранения паритетного представительства (в нашем посольстве в Москве трудоустроено всего 6 дипломатов). Об этом говорили премьер-министр Дорин Речан и спикер Игорь Гросу ещё в мае-июне. Аналогичных требований к, допустим, румынскому или американскому посольству естественно не выдвигалось. Очевидно, что у нас вдохновлялись примером соседнего государства – в начале лета из Бухареста было выслано сразу 50 российских дипломатов.
В качестве повода для исполнения давно порученных западом планов было использовано не вызывающее никакого доверия и, по-видимому, заказное журналистское расследование, в котором Россия обвинялась в использовании антенного оборудования здания посольства для разведывательной деятельности и кибератак против молдавских органов власти. Якобы такие атаки проводились в период саммита Европейского политического сообщества в начале июня.
Всего в посольстве России и РЦНК в Кишинёве числилось 84 сотрудника, включая 50 дипломатов. В соответствии с вчерашней нотой МИДЕИ остаться должно 10 дипломатов и 15 технических работников, т.е. меньше трети от изначального количества. Покинуть территорию Молдовы российские дипломаты должны до 15 августа.
Спикер МИД России Мария Захарова ожидаемо назвала действия наших властей
«ничем не обоснованными и недружественными», пообещав, что они не останутся без ответа. По её словам, это «
очередной шаг к разрушению двусторонних отношений со стороны кишинёвского режима». Бывший президент Игорь Додон предупредил, что эта опасная игра принесёт ещё больше бед населению Молдовы:
«Майя Санду и её партия ввязались в состязание по русофобии под давлением их западных кураторов, которые хотят использовать нашу страну и народ в качестве разменной монеты в своей игре против РФ».
С организационной точки зрения российская дипломатия в Молдове сталкивается с «идеальным штормом». Остающихся сотрудников явно недостаточно, чтобы решать имеющиеся задачи, включающие участие в работе ОКК, мероприятиях переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, консульское обслуживание, в том числе на базе выездного пункта в Тирасполе, а также деятельность РЦНК. По заявлениям властей приднестровского региона, только там проживает около 200 тысяч российских граждан, из которых несколько десятков тысяч получают пенсии РФ. Совокупная численность российского миротворческого контингента и Оперативной группы российских войск достигает 1,5 тысяч военнослужащих.
Поэтому десять дипломатов объективно не смогут обеспечивать функциональность всех подведомственных институтов; что-то, например, РЦНК или консульские учреждения придётся сокращать или ликвидировать. Безусловно, меры молдавского правительства скажутся и на участии России в приднестровском урегулировании. Впрочем, наши власти неоднократно высказывались о том, что не желают видеть российских представителей в качестве полноценных участников переговоров, а миротворческую миссию под эгидой РФ требуют заменить гражданской или полицейской с мандатом международной организации.
Россия не сможет и вряд ли станет отвечать на враждебные действия правительства Молдовы пропорционально и в дипломатической плоскости – из молдавского посольства в Москве депортировать попросту некого. Вероятно, поэтому в PAS убеждены, что реакция России на эту демонстративную акцию, фактически парализующую её возможности отстаивать свои интересы в данном регионе Европы и поддерживать связи со своими гражданами и соотечественниками, будет исключительно в форме грозных заявлений без реальных последствий.
Однако данный расчёт абсолютно точно является недальновидным и ошибочным. Россия уже показала, как она действует после разрушения дипломатических договорённостей на примере «зерновой сделки», прекращение которой обернулось ожесточёнными атаками на украинскую портовую инфраструктуру. Даже если не брать во внимание российские военные возможности (в Чёрном море, в Приднестровье и удалённо), Россия располагает инструментами для ответа с фатальными для Молдовы социально-экономическими и гуманитарными последствиями. Просто этот вопрос из-за первостепенной значимости Украины в Кремле никем серьёзно не поднимался. Но теперь, как представляется, Кишинёв смог обратить на себя внимание, уютно разместившись на карте враждебных России стран, тем более что попутно из Тирасполя приходят всё новые жалобы об усугублении экономической блокады и милитаризации Молдовы.
Вплотную занявшись молдавским досье, Москва довольно быстро и болезненно для нас сможет устроить проблемы с экспортом молдавской продукции на свой рынок, с грузовыми и пассажирскими автоперевозками, а также в миграционной сфере. Высылка нескольких десятков тысяч легальных и нелегальных молдавских мигрантов кратно увеличит протестный потенциал в стране и станет подарком для оппозиционных партий.
Ну а пока, как минимум, времена, когда Москва помогала нам избавиться от захватившего государство олигарха, предлагала кредиты и газ на льготных условиях, подталкивала администрацию левобережья к переговорам о реинтеграции и вывозила молдавских граждан из воюющего Судана, остались в прошлом. Похоже, безвозвратно.