Сергей ЧЕБАН
Вопрос покупки Джурджулештского порта для Бухареста – не столько про бизнес, сколько про далеко идущие стратегические планы по укреплению своего влияния в черноморском регионе и на Дунае
Международный свободный порт Джурджулешты расположен почти в 134 километрах от Черного моря на берегах рек Прут и Дунай. Появление этого объекта стало возможным после того, как Киев и Кишинёв договорились о передаче Молдове 480 метров береговой линии Дуная. Украина взамен получила участок автодороги у села Паланка Штефан-Водского района. После возведения необходимой инфраструктуры в 2006 году порт позволил судам под молдавским флагом выходить к Чёрному морю. До 2030 года вся территория джурджулештского порта имеет статус свободной экономической зоны.
На прошлой неделе Румыния внезапно выразила заинтересованность в покупке нашего единственного порта. По словам румынского премьера Марчела Чолаку, Бухарест уже обсудил этот вопрос с представителем Европейского банка реконструкции и развития, который является владельцем компании, администрирующей порт на Дунае. С учётом всех региональных рисков и послевоенного восстановления Украины румынские власти хотят хорошо подготовиться в логистическом плане. Поэтому помимо покупки молдавского порта Бухарест планирует также построить новый мост (с автомобильным и железнодорожным полотном) через Дунай.
Для многих в Кишинёве заявление румынских партнёров стало несколько неожиданным, учитывая стратегическую значимость подобного объекта для любого государства. Но наше правительство признало, что действительно ведёт переговоры с Бухарестом по поводу потенциальных инвестиций Румынии в наши «речные ворота» на Дунае. Такая закрытость органов власти даёт широкое поле для размышлений о том, что же обсуждают наши руководители в своих зарубежных поездках, и какие ещё важные объекты могут в ближайшее время уйти с молотка.
Эксперты верно подмечают, что подобного поворота событий вокруг порта было сложно ожидать. Ведь буквально недавно министр инфраструктуры Андрей Спыну представил планы масштабной модернизации объекта, чтобы нарастить перевалку сельскохозяйственной продукции. Предполагалось строительство зернохранилищ общей емкостью около 800 тысяч тонн, устройство нового причала длиной 150 метров и глубиной 5 метров, оборудование зернопогрузчиками с расчетной скоростью 1500 т/ч. Помимо этого планировалось развитие железнодорожных путей и железнодорожной станции разгрузки, возведение стоянки для грузовых автомобилей и крытых складов, а также обустройство территории 2,5 га под новый портовый терминал. Для выполнения этих работ хотели привлечь некоего частного инвестора с безупречной репутацией. Возможно, именно тут скрывалась та самая сделка по продаже, но на тот момент никто не придал этому большого значения.
Несмотря на всю «жирность» молдавского порта, есть проблемы с его менеджментом. Так, с момента открытия порта правительство подписало инвестиционное соглашение с тремя компаниями: Azpetrol SRL, позже переименованная в Bemol Retail, Azertrans SRL, преобразованная в Danube Logistics, и Azpetrol Refinery SRL (новое название – «Flat Refinery»). Все три предприятия принадлежали гражданину Азербайджана Рафику Алиеву. После длительных судебных тяжб и странных историй с трансфером административных функций в итоге единственным владельцем джурджулештского порта стал ЕБРР, который заключил в мае 2021 года сделку с группой компаний «Danube Logistics». Покупка прошла не вполне прозрачно с участием офшорной компании. Важно и то, что на момент приобретения объекта ЕБРР активы порта были арестованы в судебном процессе между бывшим азербайджанским владельцем и «Danube Logistics».
Однако весь этот шлейф проблем не ослабил интерес румынских властей. Следовательно, вопрос не столько в бизнесе, а в куда более сложных и далеко идущих планах. С момента объявления Москвой морской блокады Украины Джурджулешты стали, по сути, важнейшим логистическим узлом для соседней страны. К порту проложено несколько автомобильных и железнодорожных маршрутов, в том числе из портов Одессы, а также румынских портов Галац и Констанца. Таким образом, сейчас через Джурджулешты осуществляются экспортные поставки украинского продовольствия, а также импорт для нужд Украины и её армии.
В случае полного уничтожения инфраструктуры украинских портов Измаил и Рени, чего Россия добивается уже несколько месяцев, перевалку зерна на речной транспорт можно будет вести исключительно в молдавском порту. Эксперты, считающие, что молдавский нейтралитет не позволит морским судам напрямую швартоваться в Джурджулештах для выполнения военных задач, заблуждаются. Напомню, что в апреле 2019 года фрегат военно-морских сил Канады «Toronto» уже вставал на якорь в джурджулештском порту.
Надо признать и то, что после систематических ударов по украинской портовой инфраструктуре дельта Дуная стала зоной особой военно-стратегической значимости. Бухарест активно стягивает силы ПВО в этот периметр и увеличивает там количество военных наблюдательных пунктов и патрулей. Первым тревожным сигналом, который вынудил румын переосмыслить свои оборонительные протоколы на Дунае, стали заявления одного из представителей российской оккупационной администрации о том, что на удары по мостам в Крыму армия РФ будет готова применить ответные действия по мостам в Одесской области и Джурджулештам.
Кроме того, вероятнее всего, никуда не делись и давние планы Москвы по высадке своего морского десанта в Одесской области (т.н. Южная Бессарабия) и подбрюшье Молдовы для перерезания маршрутов снабжения и открытия дополнительного фронта, который вынудит Украину перебрасывать сюда резервы и ослаблять позиции на Запорожском направлении. Особенно актуальным этот сценарий становится в условиях довольно низкой результативности украинского контрнаступления и скатывания ситуации к изматывающей позиционной войне, не дающей Киеву уже в течение нескольких месяцев ощутимых успехов.
Отдельные особо лояльные Бухаресту эксперты уже стали говорить о том, что с продажей порта на прибрежной территории начнут работать румынские законы. Следуя такой странной логике, румынское законодательство должно потеснить молдавское по всему периметру активов, находящихся во владении соседней страны, в том числе и по всей длине газотранспортной системы. Но очевидно, что так линейно это не работает, поскольку скупка стратегических объектов в Молдове и без того приведёт к серьёзному усилению влияния Румынии в нашей республике.
Вопрос не столько в Молдове, сколько в интересах Румынии, которые распространяются на куда более широкий ареал. В Бухаресте хорошо проанализировали происходящие процессы и спрогнозировали потенциальную траекторию развития событий. Прежде всего, речь идёт о плавном вытеснении Украины из логистических маршрутов, в том числе морских, в результате чего Румыния может занять куда более выгодное, если не доминирующее, положение на Дунае и западном побережье Чёрного моря. Обретение сильных региональных позиций – это давний исторический интерес Бухареста, единственным препятствием на пути которого была Украина. Нынешняя же незавидная судьба Киева открывает Румынии путь для того самого исторического рывка в укреплении своего дунайско-черноморского влияния и перестройки всей региональной архитектуры согласно своему стратегическому замыслу.