Виктор ЕНИ
Не исключая сценарий утраты власти после поражения на выборах, правящий режим торопится передать важнейшие объекты госсобственности в пользу соседней Румынии
Перед окончанием весенне-летней сессии и каникулами народные избранники монобольшинства явно торопятся закрыть подвисшие «шкурные» вопросы, чтобы не решать их в горячую пору президентских выборов. Ведь в этот период любое неосторожное действие может «смертельно» ударить по имиджу и рейтингу Майи Санду, так что лучше такие дела уладить уже сейчас. При этом спешка, думается, объясняется еще и прогнозируемым в PAS очередным внутриполитическим кризисом в случае осеннего поражения Санду. Предположения, к слову, не лишены оснований, учитывая непрекращающиеся скандалы, провалы в управлении государством и то, как в принципе сгущаются тучи над партией власти.
Торопятся и с теми вопросами, которые планировали оставить на потом, после выборов. Так, на прошлой неделе парламент в первом чтении утвердил соглашение с правительством США о продаже за 18 млн. евро территории столичного стадиона для строительства нового американского посольства. Сам факт передачи центральной части города давно вызывает беспокойство и неодобрение общественности, потому и оформить сделку не удавалось много лет. Но, видимо, эта затянувшаяся эпопея стала вызывать сильное раздражение в Вашингтоне, и неслучайно финальная точка была поставлена после недавнего визита госсекретаря США Энтони Блинкена. Видимо, переданный им «импульс» оказался настолько «убедительным», что власть быстро подмахнула нужное решение, невзирая на все политические издержки. А после этого еще и в традиционно неуклюжей для себя манере попыталась перебить неудобную тему известием о строительстве нового дорогущего национального стадиона. Чем, правда, вызвала еще большее отвращение к себе – на фоне тяжелой социально-экономической ситуации в стране мало кто поддержал необходимость многомиллионных трат на совсем не приоритетную цель.
Но стадион – лишь малая часть больших планов PAS за год до завершения мандата. 11 июля парламентарии в первом чтении приняли законопроект об изменениях в приложение к закону об управлении и разгосударствлении объектов госсобственности. Смысл вроде благой – императивно не допустить приватизации таких объектов, которые имеют стратегическую значимость. В сообщении для прессы парламент хвастается тем, что «список дополнят десятками компаний». Но почему-то умалчивается, что из того же списка депутаты собираются кое-что важное из государственных активов исключить.
Вот так, одной рукой даем, другой забираем, что очень типично для всех наших политических режимов. Попытки оппозиции и экспертов прояснить детали на этот счет натыкаются на словесные уловки, что, мол, никто не обсуждает приватизацию таких госактивов, как «Молдтелеком», но «очень важно привлекать инвестиции, чтобы развивать подобные крупные предприятия». Переводя на человеческий язык, это видимо означает, что когда на горизонте появится уважаемый инвестор из страны ЕС, PAS не сможет ему отказать, о каком бы активе не шла речь.
В принципе за последние несколько лет масса стратегических объектов и отраслей перешла под контроль такого «инвестора» – Бухареста. Румынские чиновники осели на руководящих должностях во всех ключевых ведомствах Молдовы, но тщательнее всего контролируют банковско-финансовый сектор, безопасность и юстицию, сферу энергетики, а также транспортно-логистическую отрасль. Очевидно, что румыны не «за красивые глаза» будут помогать бессарабским братьям строить высоковольтные линии и избавляться от российской энергетической зависимости. Тут наверняка ставятся четкие условия, увязанные с передачей крупных молдавских активов, владение которыми станет гарантией включения нашей республики в единый энергетический комплекс Евросоюза.
Собственно говоря, министр энергетики Виктор Парликов уже подтвердил поиск стратегических партнеров для приватизации двух энергопредприятий – RED Nord и FEE Nord, которые правительство готовит к разгосударствлению. Где именно их ищут, понятно. Поэтому сразу всплывает вариант Румынии – по словам министра, она не только член ЕС, но и имеет «передовой опыт внедрения европейских норм в управлении электроэнергетическим сектором». Путем продажи этих предприятий и объединения энергетических рынков двух стран Парликов рассчитывает интегрировать Молдову в единое энергопространство ЕС уже к 2029 году.
Здесь же, как нельзя кстати, разоткровенничался и глава МИД Михай Попшой. Он утверждает, что Молдова «приветствовала бы увеличение роли Румынии» посредством передачи ей во владение молдавских электросетей, порта Джурджулешты и столичного международного аэропорта. Попшой якобы не видит иного инвестора, и на сегодняшний день для Кишинева это «главное государство» среди списка стран североатлантического пространства, кого бы мы хотели видеть стратегическими инвесторами. Более того, раскрывая скобки, он подтвердил, что по северным электросетям, оказывается, переговоры об их передаче Бухаресту уже продвинулись, а по порту Джурджулешты ведется завершающая техническая работа по изменению концессионного соглашения.
То ли функционеры PAS не договорились предварительно между собой, то ли радость от скорейшего избавления от критически важной госсобственности в пользу Румынии вскружила голову Попшою, но очевидно, что с озвучкой «грандиозных планов» он поспешил. Поэтому, чтобы погасить резонанс, парламентской комиссии по экономике пришлось изощряться, подыскивая такие слова, которые бы одновременно успокоили внутреннюю аудиторию и не насторожили бы румынских инвесторов, которым естественно, в конечном счете, все отдадут.
Оппозиция тщетно пытается пролить свет на мутные воды приватизации стратегической собственности, которую хотят, по сути, передать втемную. Даже вызвать премьер-министра Дорина Речана на парламентскую трибуну потребовала. Но, понятно, не для того правительство старательно утаивает подготовку процесса разгосударствления, чтобы отчитываться перед народом и депутатами.
Судя по всему, именно для этого кабмин отменил нормы о прозрачности целого ряда важных документов, они фактически засекречены. Как стало известно, еще в июне подогнали поправки, по которым важные правительственные акты могут быть приняты вне стандартной процедуры, то есть закрыто и без публикации в Официальном Мониторе. Это означает, что мы лишь постфактум узнаем о том, что некоторые стратегические отрасли государства были переданы во владение иностранным компаниям.
В принципе все происходит в рамках нашей политической традиции. Одни на исходе своего правления выносили миллиард из Молдовы, другие отнимали бизнес, а нынешние из PAS решили передать наши госактивы зарубежным инвесторам и, возможно, даже стать совладельцами. Плохо это или хорошо – судить избирателям. Но главный вывод можно сделать и такой: правящая партия держит в уме сценарий своего поражения и ухода, считая его вполне вероятным. Если бы PAS, Санду, Гросу, Речан и прочие рассчитывали на то, что еще останутся у власти в течение ближайших лет, то сосредоточились бы на своей как бы главной цели – евроинтеграции. Но политическая реальность формирует совершенно иную мотивацию – дерибан и разграбление государственной собственности.