Вина за бедственное положение нашей страны и неудовлетворительные результаты референдума в немалой степени лежит и на Европейском союзе, которому пора задуматься над сменой стратегии в Молдове
Семен АЛБУ, RTA:
Уже более двух десятков лет наша страна шагает по пути евроинтеграции. Срок по историческим меркам не очень большой, но с другой стороны это как бы две трети от всего периода новейшей государственности Молдовы. Выбрав в 2002 году этот курс, мы, по сути, больше от него не отклонялись, даже если на словах слышали что-то иное. Один режим сменялся другим, но в целом все они придерживались движения на Запад.
Этот путь не был ни легким, ни стабильным. Это даже видно по тому, как волнообразно выглядит на временном графике народная поддержка процесса сближения с Европейским союзом: к примеру, от более 70% при коммунисте Воронине до менее 40% при Плахотнюке. Затем снова пошел заметный подъем, особенно, после победы Майи Санду на президентских выборах и ее партии PAS – на парламентских. Воодушевленные политическими переменами люди питали большие надежды на обещанные «хорошие времена», выдав огромный кредит доверия и монопольный статус новой власти, а заодно вновь поверили в «европейский поход», популярность которого стала приближаться к прежним пиковым значениям.
Прошло всего несколько лет, и референдум о членстве в ЕС терпит сокрушительное фиаско на молдавской территории и спасается лишь фальсификациями на заграничных участках. То есть, получается, история сделала оборот, и европейская идея опять массово потеряла сторонников? И да, и нет. С одной стороны опросы показывают, что евроинтеграция все еще пользуется поддержкой большинства населения. С другой – это всё больше не выбор, продиктованный некими высокими устремлениями, а банальное отчаяние, утрата видения хоть каких-либо перспектив развития своего государства и поиск спасения за рубежом. Поэтому одновременно идет рост популярности унири – как еще одного альтернативного варианта обеспечить светлое будущее за счет внешнеполитического проекта.
Но почему же наше население в массе своей предпочло отдать голос «против», хотя примерно в той же массе поддерживает вступление в ЕС, по крайней мере, если отталкиваться от соцопросов? Простой ответ: граждане раскусили уловку PAS, которая референдумом камуфлировала продвижение Майи Санду на второй срок и наделение себя еще большими возможностями по узурпации власти. То есть проявили большую сознательность. А если копнуть глубже, то можно вывести еще один вывод – народ таким образом подал сигнал Брюсселю, что его стратегическая линия в Молдове несостоятельна и губительна.
Не секрет, что ЕС по максимуму вложился в обе электоральные кампании – и по президентским выборам, и по референдуму. Вложился понятно на какой стороне. К нам еженедельно командировали министров и глав государств Союза, чтобы ближе к финалу достичь катарсиса с визитом главного европейского бюрократа, президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, с гигантским мешком денег – почти двумя миллиардами грантовой и кредитной помощи. Пусть займовая часть там и была превалирующей, магия цифры должна была оказать чарующее воздействие на молдаван. И все эти вояжи, разумеется, сопровождались потоками елейных речей, восхваляющий режим и его успехи на поприще втискивания Молдовы в европейскую семью.
И вот на все эти усилия последовала такая мощная оплеуха от нашего народа. Каково сейчас европейским чиновникам, воспитанным на принципах демократии и собственного морального превосходства, осознавать, что евровектор Молдовы будет зафикисирован перевесом в доли процента и то сфабрикованным, можно только догадываться. Но ярче сигнала о том, что в своей политике на молдавском направлении пора срочно что-то менять, получить было сложно.
А мы ведь предупреждали, что бесконечные похвальбы режиму Санду, несмотря на все его беззакония и злодеяния, даром не пройдут. Предупреждали, что безлимитная коррупция, съевшая больше двух миллиардов западной помощи за последние годы, приведшая к существенному ухудшению социально-экономического самочувствия страны, аукнется, и аукнется больно. Указывали на громадные расхождения между реальностью в отчетах евробюрократии, которой приходилось рисовать воздушные замки ради «новых прорывов евроинтеграции», и реальностью на земле.
Однако брюссельские чиновники, движимые страхом показать, что опекаемый ими король на самом деле голый, что миллиарды средств налогоплательщиков вбуханы в коррумпированный антидемократический режим, остановиться в облизывании нашей власти уже не мог, и вряд ли сможет в будущем. Это и вопрос репутации, и престижа, и геополитики. Трудно сказать, как бы выстраивались отношения с ЕС, не будь конфликта в Украине. Но после него, складывается ощущение, «желтым» позволили заниматься любым непотребством, лишь бы шагали в едином западном строю в борьбе с Россией.
Так что вина за тот беспредел и разруху, что устроили нам последние несколько лет, во многом лежит и на Евросоюзе, у которого есть всё, чтобы повлиять на ситуацию внутри: и когорта советников, и финансовые рычаги, и СМИ, и куча влиятельных площадок. Все это могло бы использоваться, чтобы песочить наши власти за те или иные «грешки», но происходит ровно наоборот – эти рычаги работают только на ее пользу. И не за просто так: ведь испарение миллиардных донорских потоков в Молдову происходит не только из-за неуемных аппетитов PAS, но и в счет «оплаты труда» тех самых европейских советников и консультантов, которые знатно пригрелись на процессе евроинтеграции республики и которые страстно желают продолжения банкета. Во многом благодаря этим теневым кардиналам и их командам, символом которых можно считать небезызвестного Мартина Зига, и происходит так, что по бумагам в Молдове одна «история успеха» за другой, а за окном – безнадега и обезлюживание.
Евросоюзу пора понять, что нынешняя стратегия – это путь в никуда. Поддержка «желтого» режима, несмотря ни на что, позволила ему творить все, что угодно, грабить страну, доводить ее до неудовлетворительного состояния, из-за чего она с каждым годом требует все больше денег на свое содержание. Люди это видят и массово голосуют против такой «евроинтеграции», что показали результаты президентских выборов и референдума по стране. Понятно, что как ни дискредитируй европейский путь, мы уже с него вряд ли сойдем. Но какая Молдова нужна Брюсселю – политически цельная и экономически состоятельная, или идеологически расколотая и обанкротившаяся по всем основным показателям?