В отличие от Камалы Харрис президентство Трампа олицетворяет ветер перемен, которые могут бумерангом ударить по правящему в Молдове режиму
Семен АЛБУ, RTA:
Хотя исход избирательной кампании в Молдове приковал на этот раз повышенное внимание мирового сообщества благодаря своим парадоксам, когда выигравший на территории страны кандидат в итоге проиграл, а помимо этого даже породил мем про «молдавскую диаспору», очевидно, что главным событием недели были президентские выборы в США. Их результат оказался во многом сенсацией – вопреки прогнозам Дональд Трамп одержал настолько сверхуверенную победу над Камалой Харрис, что демократам ничего не оставалось, как быстро признать свое поражение.
Могу предположить, что наша правящая элита совсем не в восторге от результатов голосования за океаном. Ожидаемое президентство Харрис сулило продление текущей политической линии Соединенных Штатов с минимальными переменами. А это было крайне выгодно и комфортно для Майи Санду и PAS, у которых с нынешней американской администрацией сложились прекрасные отношения. Это подтверждают не только два визита Госсекретаря США в Кишинев за последние годы, но и личные встречи Санду с Джо Байденом, удостоившего ее очень лестных комплиментов.
Кроме того, в целом молдавское направление во внешней политике США традиционно окучивается демократами. Американские агентства и НКО, работавшие с нашей властью, заполнены выходцами или сторонниками Демпартии. В том же ряду естественно стоит Фонд Сороса, с которым у нашей верхушки особенные связи, как мы знаем, пусть Майя Санду и не афиширует свои частые контакты с сыном одиозного миллиардера. Разумеется, всему этому работать куда удобнее, когда в Белом доме находится «свой» человек.
Трамп же олицетворяет ветер перемен, причем отнюдь не самых приятных для Европы в целом, и нашего региона в частности. Недаром у партнеров в ЕС случилась чуть ли не истеричная реакция. И уже вчера в Будапешт съехалось под полсотни европейских лидеров, включая, кстати и Санду, чтобы решать, как жить дальше.
В принципе понятно, почему Брюссель так боится нового лидера США. В первый срок Трампа между ними было немало трений, заметно испортивших отношения и спровоцировавших кризис в НАТО. Сейчас этот известный возмутитель евроатлантического спокойствия не стал сговорчивее или мягче: напротив во время кампании он, к примеру, обещал «восстановить торговый баланс», обложив пошлинами товары из ЕС. Для экспортноориентированной экономики стран Союза, итак пострадавшей из-за санкций и энергетических катаклизмов, это будет мощным ударом, от которого оправится будет нелегко. Да и вообще для евробюрократии, почти целиком состоящей из глобалистов, ультралибералов, фанатов «воук-повестки» и т.п., Трамп – прямой идеологический враг.
А что же Молдова? Для нашего руководства новый глава США – фактор непредсказуемости и множества рисков. Да, демократы сохранят свое влияние в республике, да и вряд ли будет отменено назначение еще не доехавшего до нас посла Келли Адамс-Смит, выдвинутой Байденом. Но внешнеполитическая активность Трампа, если она хоть на толику будет соответствовать его предвыборным заявлениям, способна заметно изменить геостратегическое положение Молдовы.
Во-первых, Украина. Все мы видели заявления про «закончу войну за 24 часа». Это, конечно, преувеличение, но настроенность завершить конфликт у нового хозяина Белого дома очень выраженная и сильная. Прошло несколько дней после голосования, а западные СМИ уже пачками публикуют разнообразные инсайды о том, как будет происходить заморозка. Если США теперь действительно проявят заинтересованность к сделке, то вероятность прекращения боевых действий очень высокая.
И вот тут наступают проблемы – и для Украины, и для нас. Соседи за себя сами напишут, а вот для Молдовы остановка войны повлечет неизбежное ослабевание внимания и прекращение «геополитических» авансов на пути евроинтеграции. Не секрет, что все наши успехи в сближении с ЕС продиктованы исключительно украинским конфликтом – на горбу и вместе с Киевом мы получили и кандидатство, и открытие переговоров о присоединении. Все ради того, чтобы побыстрее очертить сферу влияния и оторвать нас от России. Теперь это может измениться.
Дальше – сделка возможна только с учетом интересов России, которая требует признания своих интересов в Украине и Молдове. Если это произойдет, наша страна при нынешнем внешнеполитическом курсе останется в транзитной зоне, без перспектив вступления в ЕС и тем более НАТО, со всеми вытекающими последствиями: политическими, дипломатическими, инвестиционными и т.д. Кроме того, не исключено, что при решении украинского вопроса не обойдут внимания и приднестровский. PAS, как известно, так и не сподобилась составить план реинтеграции, а значит его определят за нас – и вряд ли он понравится нашим властям.
Успех Трампа неизбежно укрепит тренд на усиление правых сил на континенте, а возможное охлаждение отношений с США заставит Европу суверенизироваться даже быстрее. Очень показательно, что новый американский президент еще даже не вступил в должность, а в Германии уже распалась правящая коалиция и наступает сильный политический кризис, обещающий скорые перевыборы.
А теперь суммируем: политические неурядицы в странах-лидерах ЕС; продолжение ухудшения экономического самочувствия Союза из-за американских пошлин и необходимости в одиночку тянуть на себе военное обеспечение или послевоенное восстановление Украины; нарастание «правой волны» политиков, скептически настроенных к расширению сообщества; необходимость резко увеличивать военные расходы, заполняя образовавшийся после США вакуум.
Можно ли утверждать, что реальная евроинтеграция Молдовы в таких условиях, если не прикажет долго жить, то встанет на тормоз и улетит далеко за 2030 год, который пропагандируется властью сейчас как срок завершения? Легко. Можно ли спрогнозировать, что при всех проблемах желание разжиться еще двумя нищими проблемными членами резко поубавится? Еще легче. А вот представить, что будет делать нынешняя банда без европейского жупела, даже мне сложно. Кстати, спасибо Санду за проваленный на территории страны референдум по членству в ЕС – при необходимости он даст евроскептикам дополнительные аргументы, что и сама Молдова не сильно желает присоединяться.
Еще один важный момент: эволюция США в сторону погружения в себя и свои проблемы с одной стороны, и перенос центра тяжести внешней политики на тихоокеанский регион с другой. Трамп и его окружение это проговаривают особенно четко, давая понять, что Европа свои проблемы должна решать сама и свою безопасность тоже должна обеспечивать самостоятельно, а не за счет американцев, которые хотят перераспределить ресурсы и отказаться от «благотворительности». Для Молдовы это тоже плохой знак, ведь Штаты – один из основных спонсоров последние годы, второй по значимости после ЕС. С начала войны в Украине они дали нашей стране почти 800 миллионов долларов, и ожидать подобной щедрости от прагматичного Трампа точно не приходится.
Конечно, это все пока гипотетические рассуждения: мы не знаем, что в действительности собирается делать новый американский лидер, и даже если у него есть в планах радикальные шаги, то получится ли их совершить с учетом неизбежного противодействия deep state и части, возможно даже большей, Конгресса. Но в целом мы вступаем в эпоху неизвестности, где сделанные нашей властью сиюминутные ставки во внешней и внутренней политике могут выйти боком, оказавшись по итогу не слишком умными и дальновидными.