Как показывает опыт, кадровые рокировки всегда становятся для PAS своего рода стресс-тестом, угрожающим разжиганием внутриклановой войны
Сергей ЧЕБАН, RTA:
Главной темой последних недель стали перестановки в правительстве, объявленные ещё в период между двумя турами президентских выборов. Поначалу многие посчитали, что всё ограничится номинальным и максимально незаметным увольнением нескольких министров. Но процесс затянулся вплоть до сегодняшнего дня, что верный признак проявившихся проблем.
На сегодня Майя Санду отложила и изначально планировавшуюся в минувший четверг встречу с представителями различных партий. О мероприятии стало известно после заседания Высшего совета безопасности, где глава государства заявила о намерении провести консультации по поводу борьбы с политической коррупцией. При этом три партии уже отказались от общения с Санду, логично усмотрев в этом соответствующие имиджевые риски и попытки переизбранного президента укрепить свою далеко не безусловную легитимность.
Очевидно, что такая инициатива очень сильно смахивает на дешёвый политтехнологический трюк по имитации как будто бы широкого общеполитического диалога по этой фундаментальной проблеме. Думаем, что другие политические силы прекрасно понимают, что их желают втянуть не столько в коалиционный формат управления страной, сколько в коллективную политическую ответственность в преддверии решающих выборов в парламент.
Что же случилось и почему постэлекторальные планы стали сбиваться с темпа и меняться на ходу? Скорее всего, всё связанно с очень востребованной, но одновременно и неожиданной отставкой министра инфраструктуры и регионального развития Андрея Спыну. По словам источников, об уходе Спыну из кабмина и партии депутаты и председатели территориальных организаций PAS узнали из социальных сетей.
Как показывает опыт последних лет, несмотря на монопольное положение, любые, даже технические, перестановки в органах власти вызывают серьёзное внутреннее напряжение внутри PAS. Малейшее нарушение балансов приводит в движение внутривластные и околовластные кланы. Одна их часть не хочет терять контроль над источниками ресурсов, в то время как другая видит в кадровых рокировках окно возможностей для перехвата доступа к финансовым потокам и рычагам влияния.
Напомним, что ранее уже пытались ослабить один из самых влиятельных кланов, глубоко инкорпорированных в нутро PAS. В результате после сложения полномочий Натальей Гаврилицей правительственное здание вместе с ней покинул и Андрей Спыну. Правда, всего лишь на полгода. И его камбэк летом 2023 года был очень убедительным: в руководстве госучреждений стали появляться, очевидно, лояльные Спыну люди, и премьер Дорин Речан ничего не мог с этим поделать.
Теперь история повторятся. Во-первых, увольнение конкретных людей со своих должностей – это уже серьёзный вызов для стоящих за ними влиятельных групп, входящих в структуру режима. Во-вторых, если речь идёт не о замене персоналий, а о передаче под ответственность совершенно другому клану, то это неизбежно повлечёт внутренние трения. В предыдущий раз в качестве арбитра приходилось привлекать Майю Санду, которая под покровом ночи вела беседы с партактивом, склоняя всех к компромиссам. Но тогда был совершенно другой внутриполитический контекст, и насколько сейчас посредничество президента поможет примирить конкурирующие группы – вопрос открытый.
Конечно же, основным маркером является поведение Андрея Спыну, резкий шаг которого отражает всю непримиримость торгов внутри кланов в PAS. Об этом же говорит и затянувшаяся кадровая свистопляска. Наверняка и Майя Санду, и другие ключевые фигуры партии осознают, что окончательное вытеснение Спыну может обернуться большими проблемами с нерадостной перспективой постепенного осыпания PAS и перетока ресурсов к новому политическому проекту.
Кроме того, после фактически провального результата голосования в Молдове на референдуме, а затем во втором туре есть первые признаки начала чисток партийных структур PAS в регионах. Так что в ближайшие месяцы можно ждать некоторого обновления руководящего состава филиалов партии власти в районных центрах из-за опасения провалить предстоящую парламентскую кампанию на местах.
Первыми «под нож» попали пять членов районного совета Резины, которые были исключены из рядов PAS. По мере увеличения числа таких случаев будет расти и напряжение между центральным и региональным уровнем партии, поскольку поиск крайних лишь среди местных элит выглядит, мягко говоря, не справедливо. Но, судя по всему, партийное руководство готово как раз пожертвовать мелкими фигурами на местах, нежели провоцировать конфликт внутри парламентской фракции, что чревато риском окончательно «разойтись по швам».
Тем не менее, невзирая на переизбрание Майи Санду войны в партии власти продолжат разгораться хотя бы из-за объективного понимания того, что в будущем парламенте точно окажутся не все нынешние депутаты. Следовательно, кому-то придётся расстаться с привилегированным положением, политической протекцией и сокращением доходов. А это идеальный фон для внутривидовой борьбы, стигматизации отдельных народных избранников и партийных функционеров и т.п. – в ход пойдут все средства, лишь бы добиться попадания, если не в первую десятку, то хотя бы двадцатку предвыборного списка PAS.
Пока главные претенденты будут бороться за место под солнцем, второй и третий эшелон начнёт искать запасные варианты в альтернативных проектах. В принципе Андрей Спыну уже провёл сеанс политической десакрализации PAS, однако массовый отток из её рядов будет зависеть от того, с чем в итоге войдёт партия в активную фазу предвыборной гонки. Ну и нельзя не учитывать политическое чутьё, на которое опираются многие чиновники как в Кишинёве, так и в районах – они всегда умели вовремя покинуть летящий на рифы корабль.
В сумме всё это ставит руководство PAS перед серьёзным выбором и необходимостью прикладывать титанические усилия, чтобы удержать хотя бы видимость внутреннего единства. Учитывая, что время тут может сыграть отнюдь не на пользу, в околовластной экспертной среде начали рассуждать о возможности проведения досрочных парламентских выборов. Мотив понятен – на волне успеха президентских выборов и внесения изменений в конституцию попытаться набрать максимально возможный результат.
В принципе определённая логика в этом есть, поскольку через год политический режим вряд ли сможет похвастать какими-то серьёзными успехами, а духоподъёмных вестей вроде открытия переговоров о вступлении в Европейский Союз на горизонте не видно. Следовательно, отмобилизовать своего избирателя к следующей осени на очередное «спасение страны» PAS будет крайне сложно. Но из публичных разговоров пока можно уловить, что единого мнения по досрочным выборам нет. Кроме того, надо думать, партийные кланы опасаются того, что стремительная и плохо подготовленная электоральная кампания может как сплотить PAS, так и ускорить необратимые центробежные процессы.