Кристиан РУССУ
На фоне стартовавшей предвыборной кампании правящая власть вновь прибегает к геополитическим демаршам против Москвы, которыми пытается прикрыть свою несостоятельность в энергетическом секторе
Конец марта – начало апреля ознаменовались целым рядом событий, продемонстрировавших результаты экспериментального газового менеджмента со стороны правящей партии, а также наметивших дальнейшие перспективы развития ситуации с поставками газа в страну.
Еще 21 февраля министерством энергетики Молдовы был подготовлен проект закона об очередном, уже пятом за последние 4 года, внесении изменений и дополнений в закон о природном газе. Тогда с отсылкой на возникшие чрезвычайные обстоятельства с поставками газа в начале года и необходимость обеспечения энергетической безопасности правительством были намечены планы вновь изменить газовые правила. Нет необходимости отмечать, кого в Кишиневе определили в качестве виновника создавшегося кризиса, а кого – в качестве спасителя.
Для участников газового рынка страны ключевым положением стала не проповедуемая властями борьба с кознями Кремля, а банальное неисполнение обязательств по либерализации рынка газа, взятых в рамках процесса европейской интеграции, внедрения требований Третьего энергопакета и т.д. Никакой возможности самостоятельно выбирать поставщика газа у потребителей с 1 января 2025 года не появилось. Более того, решившие поиграть в рыночные отношения молдавские компании прижали к стенке при помощи силовых структур и спецслужб. В ответ последовали отсылки на некие обязательства Молдовы перед ЕС по подписанной 4 февраля 2025 года Совместной стратегии по обеспечению энергетической независимости и устойчивости, согласно которой наши власти обязались «окончательно устранить любую форму зависимости от природного газа из Российской Федерации и ускорить интеграцию страны в европейский энергетический рынок».
По новым планам властей, планировалось в очередной раз изменить норму, регулирующую возможность основного поставщика на внутреннем рынке – Молдовагаз, осуществлять поставки голубого топлива крупным потребителям. Если ранее такие потребители имели право требовать перехода на регулируемые тарифы, то новая норма предписывала бы полный запрет на дальнейшее сотрудничество с этим предприятием с 1 октября 2025 года. Таким топорным методом власти планировали «подвинуть» Молдовагаз, который, несмотря на все предыдущие рестриктивные меры, отдал конкурентам лишь 7% от своей доли рынка, сохранив 90% молдавских потребителей. Само собой, одним из крупных потребителей газа считалось и Левобережье Днестра, которому только Молдовагаз мог поставлять энергетический ресурс. Для обеспечения вывода последних из-под опеки пока еще молдо-российского предприятия планировалось задействовать целое правительство, которое бы административно назначало поставщика газа на левый берег.
Учитывая масштабный характер этого и многих других сопутствующих изменений и нововведений в законопроекте, проводились многочисленные согласования, по итогам которых власти поумерили свои первоначальные амбиции. В скорректированных положениях нового законопроекта исчез прежний дедлайн 1 октября 2025 года, а вместо этого появилось положение, что потребители, кроме бытовых и малых предприятий, «пользуются в порядке исключения правом на снабжение природным газом поставщиками, поставляющими природный газ в контексте обязательства по оказанию общественных услуг».
По всей видимости, на власти было оказано существенное давление со стороны абонентов Молдовагаз, усмотревших в этих планах серьезные риски срыва поставок газа с началом отопительного сезона. На Энергоком, который в режиме ручного управления используется в разного рода схемах, надежд оказалось мало. Стоит напомнить, что даже наши отечественные ТЭЦ, получившие опыт сотрудничества с конкурентами молдо-российского предприятия, в итоге поспешили вернутся обратно.
Не лучшим фоном для нового этапа передела рынка газа стало придание огласки аудиту Энергокома со стороны Счетной палаты. 27 февраля государственный аудитор на своем заседании рассмотрел отчет о соответствии в отношении управления государственным имуществом и финансовыми ресурсами АО «Энергоком» в 2021-2023 годах, где констатировал наличие целого ряда отклонений от нормативного правового режима в процессе закупки газа, поддержании страховых запасов в газохранилищах и формировании нерегулируемых цен реализации.
Счетная палата подтвердила, что закупки природного газа осуществлялись в полной закрытости через рабочую группу комиссии по чрезвычайным ситуациям вне каких-либо рыночных правил. Причем об этом сказано с учетом режима секретности в отношении самих закупок, документы по которым лишь частично удалось получить аудиторам. Однако самым примечательным результатом аудита стало признание несостоятельности схемы властей закупать газ через Энергоком. Предприятие откровенно работало в убыток. Не спасало ни отсутствие конкурентов, ни высокие тарифы, ни созданный филиал в Румынии, ни потуги всех правительственных структур, ни помощь европейских советников. Вероятно, для поддержания Энергокома на плаву потребовались бы существенно большие издержки для потребителей, но полностью игнорировать настроения электората правящая партия не решалась.
Какие факторы возымели действие на власти, доподлинно не известно, но в итоге решили из сугубо практического русла законотворческого процесса перевести противостояние с Молдовагазом в медийно выигрышную геополитическую плоскость, которую власти с успехом применяют на протяжении последних лет. 2 апреля новый министр энергетики и тезка премьера Дорин Жунгиету заверил государственные СМИ, что Энергоком продолжит наступление на Молдовагаз, но стратегию новой битвы определит не правительство, а Национальное агентство по регулированию в энергетике.
Сам регулятор дал о себе знать лишь 8 апреля, когда сообщил о пересмотре сроков анбандлинга Молдовагаз на год с лишним ранее первоначальных – с 30 сентября 2026 года на 1 июля текущего года, пригрозив при этом отзывом лицензии на поставку природного газа и назначением другого обладателя лицензии для выполнения обязательства поставлять природный газ потребителям по регулируемым ценам. Основанием для принятия такого решения стала не объективная ситуация на рынке газа, которую в рамках своих полномочий могло усмотреть НАРЭ, а все те же самые «обязательства, взятые Молдовой перед ЕС», согласно которым власти обязались «окончательно устранить любую форму зависимости от природного газа из РФ» и «ускорить интеграцию страны в европейский энергетический рынок». То есть, решение НАРЭ носит сугубо политический характер и спущено регулятору сверху.
Таким образом, создан громкий информационный повод. До 1 июля, когда фактически уже можно проводить выборы в парламент, правящие власти обеспечили себе первенство в деле разрушения молдо-российского сотрудничества в газовой сфере. Само собой, после 1 июля может случится все что угодно. НАРЭ может пролонгировать свою угрозу, а на практике потребители продолжат получать газ от Молдовагаза. Возможно, к тому времени политическая целесообразность вынудит потребителей на рынке газа искать новые опции, но запас времени у партии власти создан.
Разумеется, от планов законодательно прописать сценарий по ограничению деятельности Молдовагаз на рынке страны власти тоже не отказались. Только теперь НАРЭ предложено до начала следующего года установить некий график ограничения доступа конечных потребителей к услугам, которые оказывает нынешний монополист.
Не сумев создать никакой функциональной альтернативы молдо-российскому предприятию, власти предпочли сосредоточиться на банальном рейдерстве последнего в надежде завязать на себе оставшиеся без контроля финансовые потоки.