Антон ШВЕЦ
Партия власти вошла в избирательную кампанию с многочисленными нарушениями избирательного законодательства, просчётами и скандалами. С таким багажом даже мощной поддержки Брюсселя и ошибок оппозиции может не хватить для победы
Нелепая агитация и спорные попытки ребрендинга PAS этим летом всё больше напоминают панику, заставляя отворачиваться от неё потенциальных партнёров и стимулируя оппозиционные настроения даже среди колеблющихся сторонников. Постоянно растущий антирейтинг подопечных Майи Санду чисто социологически говорит о невозможности сохранения самостоятельного большинства в парламенте нового созыва при честном голосовании.
Исход из проевропейского и провластного блока «Вместе» в последний месяц двух партий (включая весьма удачно выступившую на местных выборах два года назад Лигу городов и коммун) исключает его прохождение в законодательный орган и, соответственно, наличие органического партнёра для PAS в будущем. По некоторым утечкам, именно несговорчивость правящей партии стала основной причиной демонтажа блока, которому предложили всего три мандата в новом созыве – что элементарно меньше изначального количества его участников.
Такая тактика кажется ошибочной, поскольку PAS столкнулась с массой проблем при насыщении собственного предвыборного списка. Идею пойти по пути объединения всего правого фланга отвергли, исходя из странного предположения, что это приведёт к фрагментации своего ядерного электората и снизит партийную дисциплину и контроль в будущем законодательном органе. Вместо этого мы видим управление избирательным списком методом кондового пиара. Но привлечь людей, обладающих безусловным авторитетом, если таковые в стране вообще есть, политтехнологам власти никак не удаётся. Каждое новое имя встречает волны критики разной величины.
К тому же преждевременное опубликование заявки уже привело к подаче жалобы в ЦИК от блока «Альтернативы» в связи с нарушением законодательства. Оправдания PAS, что представляемые Игорем Гросу кандидаты ещё не официальные и будут в дальнейшем рассматриваться, заставляют сомневаться в адекватности происходящих в рядах «жёлтых» процессов. Конечно, подконтрольный ЦИК не станет санкционировать режим – себе дороже – но на легитимности электорального процесса и ощущениях избирателей такая линия не может не сказаться.
В списках PAS уже присутствуют университетские ректоры и творческие интеллигенты, ранее сотрудничавшие с другими проевропейскими проектами, с Владом Плахотнюком и даже с коммунистами. Там же представители ЛГБТ+ сообщества (что в наших реалиях скорее минус для власти), и бизнес-леди из Гагаузии, которую в Комрате никто не знает, точнее, теперь уже знают, но с худшей стороны.
Последние скандалы возникли на фоне «спортивной инъекции» в позиционирование правящей партии. Футболист Максим Потырнике, забивший за свою профессиональную карьеру к 36 годам всего 1 мяч (и тот в чемпионате Беларуси) и сыгравший за сборную всего 4 раза, никак не тянет на звёздный статус – вероятно, он просто знаком с кем-то из пасовцев. Борец Анастасия действительно титулованный спортсмен, но и она столкнулась с критикой за отказ помочь матери, попавшей в аварию, а также за получение квартиры от режима Влада Плахотнюка – ключи ей лично вручал тогдашний премьер Павел Филип.
Возникает ощущение неспособности политтехнологов PAS провести адекватную верификацию биографии и прогнозирование общественной реакции на презентацию новых членов партии. В итоге каждый шаг – промах. И партийный съезд, проведённый по горячим следам первого саммита Молдова-Евросоюз, никак не помог рейтингу партии Санду, лично выступившей на мероприятии, но забывающей внимательно контролировать самодеятельность своих коллег, в особенности спикера Гросу.
Помимо этого, брутальное препарирование списка правящей партии неминуемо влечёт за собой внутрипартийный раскол, поскольку недовольство действующих парламентариев может со временем стать достоянием общественности. Особенно в условиях наличия на правом фланге фигур, активно критикующих власть и способных перетянуть к себе оказавшихся на непроходных местах членов PAS, начиная от семьи Драгалин и продолжая Владом Филатом и унионистами.
Между тем PAS умудряется разделять общество практически каждой своей политической акцией. Очередной негативный пример – памятное мероприятие по жертвам депортаций в советский период (причём фигурировал временной интервал с 1943 года, когда де-факто Молдова ещё была оккупирована и никаких сталинских репрессий тут априори быть не могло). При возложении цветов на мемориал использовались изображения преступлений, допущенных германскими нацистами в годы войны на территориях, не имеющих к нам никакого отношения. Тема депортаций и репрессий, формирующая конфликт и недоверие в обществе, тем не менее, разгоняется PAS с упорством, достойным лучшего применения.
Блок «Победа», аффилированный с Иланом Шором и действующий с использованием российского ресурса, имел бы все шансы протащить своих представителей в парламент. Но социология в этом конкретном случае почти бессмысленна, поскольку режим не допустит блок к участию в кампании. Тот факт, что съезд «Победы» состоялся в Москве в присутствии российских официальных лиц и Илана Шора, а также планы сделать ожидающую приговора Евгению Гуцул, фигуранта политического уголовного дела, главой списка лишь облегчают власти задачу по снятию конкурента с выборов. Брюссель такие действия однозначно поддержит и признает, поскольку олигарх находится в санкционных списках ЕС. Отдельной ошибкой Шора стало заявление о необходимости для Молдовы присоединиться к Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ – сугубо военный альянс, возглавляемый Россией), что не соответствует продвижению Молдовы как нейтрального государства (что поддерживает подавляющее большинство населения).
Однако план может состоять в том, что подобные заявления усиливают позиции партии социалистов и других левых сил, планирующих придерживаться более умеренных лозунгов. В этом смысле ошибки PAS и «Победы» играют на руку основным конкурентам – блоку «Альтернатива» и сотрудничеству левых партий, которое ещё только должно быть оформлено, а также гипотетически – «Нашей партии» Ренато Усатого, порадовавшей Кишинёв концертом русского рэпера Басты и грозящей снова стать иск-фактором предстоящей электоральной кампании. Текущий расклад с учётом административного и внешнего ресурса пока не выглядит для PAS критическим, но новых ошибок режим себе уже позволить не может.