Кристиан РУССУ
Общенациональная забастовка адвокатов вынудила власти временно отказаться от планов подчинить систему юридической защиты в стране
Из-за фактического подчинения органов прокуратуры и судебной системы правящему режиму в этом году эксперты скептически оценивали перспективы сопротивления адвокатского сообщества. Однако предвыборный момент позволил нашим адвокатам консолидироваться и заставить руководство страны пойти на попятную.
Можно сказать, что вечером 28 июля в сердцах многочисленного конгломерата юристов родилась маленькая надежда на справедливость. И дали её именно адвокаты, которые дружно поддержали продление всеобщей забастовки против очевидного произвола властей. Напомню, что 10 июля, в последний день своих полномочий, депутаты PAS в свойственной им манере – без какого-либо уведомления и предварительных обсуждений – изменили закон об адвокатуре, введя в состав органов самоуправления адвокатов представителей минюста.
Всё было сделано как под копирку с лишением независимости судейского и прокурорского корпуса. Сначала в управляющие органы внедряются «желтые» функционеры, а затем происходит зачистка от неугодных элементов. Тактика «разделяй и властвуй» при этом также активно применялась. Одним судьям и прокурорам обещали высокие зарплаты и стремительный карьерный рост, другим – увольнение и прочие проблемы. Борцы за принципы правового государства вроде Алексея Паниша или Виктории Фортунэ упирались и скандалили, но не смогли сплотить коллег на защиту своей независимости.
С адвокатами тоже почти получилось. За годы правления PAS в нормативные акты, регламентирующие их работу, уже несколько раз вносились правки для получения контроля над адвокатской деятельностью. Можно вспомнить, как представители власти, от президента до депутатов, и всякого рода лояльные эксперты и СМИ клеймили адвокатов за задержку в реформе юстиции, за саботаж громких коррупционных и криминальных дел и даже за сам факт защиты лиц, обвиняемых в правонарушениях. «Адвокаты дьявола» – не иначе.
Зачастую их банально обвиняли в сговоре с клиентами и причисляли к преступникам. Сама президент на днях отнесла адвокатов к преступному сообществу. Впрочем, они порой огрызались в ответ. В конце мая Игорь Хлопецкий, защищавший односельчанку Майи Санду в суде, потребовал госпитализации президента для проведения психиатрической экспертизы. Он же сообщал общественности о наличии свидетельств того, что дед Санду был «пособником и стукачом». Понятно, что подобные пассажи не могли пройти бесследно.
Новое наступление этим летом как обычно было прикрыто евроинтеграционной ширмой. Якобы власти озаботились положением молдавских адвокатов, не имеющих возможности осуществлять профессиональную деятельность в странах ЕС, и заблаговременно предложили транспонировать европейские нормы в местное законодательство. Такие благородные мотивы поначалу нашли поддержку, но, в конце концов, депутаты PAS, что называется, цинично «кинули» юридических защитников, заложив в новый закон механизм их люстрации. Министерство юстиции впервые наделялось правом участвовать в работе комиссий по лицензированию адвокатской деятельности, а также по этике и дисциплине в рамках Союза адвокатов. Эти структуры принимают квалификационные экзамены, регистрируют стажировки и разрешают споры, связанные с профессиональной деятельностью, ответственны за контроль над соблюдением этических норм и меры в отношении нарушителей. Такое вот внедрение скандальных элементов «веттинг», «преветтинг» в систему адвокатуры с одновременным отстранением от функций действующего руководства органов самоуправления сообществом.
Адвокаты в ответ взбунтовались и стали угрожать забастовкой, потребовав от президента не подписывать принятый депутатами закон. Натолкнувшись на молчание и игнор, они перешли к активным действиям и уже 15 июля начали бастовать. Совет Союза адвокатов поднял знамя в защиту «духа независимости, коллегиальности и солидарности адвокатской профессии» и почти парализовал работу системы юстиции по всей стране. Попытки властей сгладить ситуацию без шумихи в прессе ни к чему не привели. После начала забастовки с телеэкранов они начали отстаивать свое решение и продолжать травлю адвокатов. К примеру, Игорь Гросу безапелляционно заявил, что Союз адвокатов ожидает участь реформированных структур самоуправления в судебных и прокурорских органах, где назначенцы партии власти активно фильтруют систему от неугодных.
Адвокатское сообщество провело внеочередной съезд и 28 июля большинством голосов (827) поддержало продление всеобщей и полной забастовки. Еще 591 участник съезда выразил готовность бастовать с возможностью рассмотрения неотложных дел в суде.
Таким образом, довольно узкопрофильный вопрос внезапно разросся до полноценного политического скандала, угрожающего правящей партии вполне реальными проблемами в самый разгар предвыборной кампании. Поэтому, осознав все риски, власти всё же уступили. Молчавшая 18 дней президентура сообщила об отказе Санду промульгировать новый закон.
Действующий режим оказался в довольно дурацком положении, но, с другой стороны, предотвратил разрастание очередного политического кризиса. Адвокаты же незамедлительно прекратили забастовку, показав всем перед выборами возможности реального, пусть и недолгого, оппонирования власти и защиты остатков независимости правовой системы страны. Залогом успеха в этом стало проявление солидарности и принципиальности – чего пока так не достаёт нашей оппозиции.