Антон ШВЕЦ
Жестокий вердикт для Евгении Гуцул говорит о наличии у режима установки на уничтожение политической конкуренции вопреки воле значительной части населения, а также на демонтаж Гагаузской автономии
PAS в преддверии парламентских выборов пользуется безоговорочной поддержкой западного истеблишмента, прежде всего бюрократии Евросоюза и лидеров ряда государств ЕС. Несмотря на внутренние проблемы и сомнительную легитимность власти в либеральных «европейских демократиях», для действующего режима они остаются ключевой опорой, дающей карт-бланш на любые средства политической борьбы и удержания полномочий.
В конце этого месяца Кишинёв ожидает солидный «европейский десант», единственная задача которого – соучастие в предвыборной агитации и подтверждение особенного положения PAS как «естественного партнёра» запада в Молдове. На День независимости к нам прибудут президент Франции Эмануэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер-министр Польши Дональд Туск. На праздновании дня румынского языка 31 августа ожидается присутствие избранного при поддержке Майи Санду президента Румынии Никушора Дана. Такое внешнее признание – по сути, важнейший ресурс режима, позволяющий задействовать в избирательной кампании и политическом процессе целый спектр авторитарных, антидемократических методов, не опасаясь существенной критики и политических кризисов.
Тот факт, что партия власти воюет с собственным населением, кого-то доводя до нищеты, кого-то преследуя уголовно, вовсе не смущает большинство руководителей стран ЕС, которые тоже в последние годы приобрели привычку обманывать граждан и игнорировать их интересы. У PAS развязаны руки, очередным подтверждением чему стал вердикт суда Буюкан в отношении башкана Гагаузии Евгении Гуцул по делу о якобы незаконном финансировании политических партий. Жестокий приговор – 7 лет тюрьмы полузакрытого типа (Светлана Попан приговорена к 6 годам заключения) – не просто фиксирует факт контроля режима над судебной системой, но и говорит о том, что он теперь не остановится ни перед чем в борьбе со своими врагами.
Запрет отдельных политических партий, судебно-политическое влияние на выборы вплоть до их отмены, уголовное и медийное преследование оппозиции – сегодня эта практика апробирована в европейских странах и используется «по методичке» режимом PAS. Так делали в Румынии и во Франции, в Германии тоже обсуждают запрет главной альтернативной силы. По тому же пути идёт Молдова.
Тюремное заключение Евгении Гуцул, решение о котором принималось в тоталитарной атмосфере, на основе сфальсифицированных информации и обвинений, а также с нарушением процессуальных норм, представляет собой манифест PAS, сформулированный на базе двух ключевых идей – что любая пророссийская оппозиция в Молдове будет запрещена в судебном порядке и что Гагаузская автономия будет демонтирована.
Фактически партия власти объявляет политическую войну части населения страны, а также региону, которому дают понять, что гагаузская специфика, местные потребности и особенности отношения к России, Евросоюзу и миру более не являются для власти весомым аргументом. Автономия либо встроится в новые реалии, отказавшись от собственной идентичности, либо будет распущена силовыми методами – гагаузы давно массово уезжают в Россию и Приднестровье учиться на русском языке и работать.
Адвокат Евгении Гуцул рассчитывает на реакцию международных организаций, но пока критические высказывания последовали только из РФ, что совершенно не беспокоит PAS. Партии из блока «Победа» ни совместно, ни по отдельности в парламентских выборах участвовать не будут – таково решение подконтрольной президентуре центральной избирательной комиссии. Соответственно, рассчитывать на скорую реабилитацию башкана Гагаузии затруднительно. Напротив, многие другие оппозиционеры находятся «в подвешенном состоянии» (уголовные дела возбуждены против Игоря Додона и Марины Таубер), многие столкнулись с санкциями в Молдове и ЕС и даже с ограничениями на въезд.
Таким образом, власть прибегает к уголовным репрессиям как методу политической борьбы и расправы с оппонентами. Никакого диалога между властью и обществом, представителями которого в том числе являются оппозиционные партии, нет и быть не может ввиду незаинтересованности в нём действующего режима, опирающегося исключительно на внешнюю поддержку. Для PAS членство в ЕС, в итоге, становится и целью, оправдывающей применение любых средств, и инструментом удержания власти.
Вместе с тем приговор Евгении Гуцул не пройдёт незамеченным в молдавском обществе. Форма реакции станет тестом на способность людей к солидарности, сопереживанию, самоорганизации и способности к законному политическому протесту для отстаивания собственных интересов. Прежде всего, по факту произошедшего должны чётко высказываться лидеры политических партий (то, что говорилось вчера, было скорее по принципу «своя рубашка ближе к телу»), а ещё лучше предпринимать конкретные действия. «Нелюди» от Влада Филата, в своё время получившего схожий по длительности срок, оценка вполне оправданная, но совершенно недостаточная в сложившихся обстоятельствах. Столкновения возле здания суда между сторонниками Гуцул и пропрезидентской массовкой – это лишь форма политической разрядки, ни на что особо не влияющая.
Евгения Гуцул в заявлении, переданном через адвокатов, пообещала бороться и обжаловать решение буюканского суда в вышестоящих инстанциях. Для её команды и блока «Победа» приговор стал ожидаемым, но, тем не менее, болезненным ударом, ставящим вопрос о начале протестов и обязательной мобилизации своего электората в поддержку противников PAS 28 сентября. Пересмотр репрессивного приговора станет при этом одним из условий трансфера голосов в пользу левого блока или «Альтернативы».
Однако политические технологии и скромные заявления не могут оставаться единственным откликом на творящуюся несправедливость. PAS показала, что правил ведения политики в Молдове больше нет, и очертила границы своего лагеря поддержки, включая внешнюю. Теперь весь вопрос в том, чем сможет ответить на это оппозиция и её зарубежные партнёры.