Кристиан РУССУ
По аналогии с формированием платформы «За Молдову», позволившей объединить оппозиционные формирования левого и центристского толка, в интересах властных кругов создана проевропейская гражданская инициатива, призванная консолидировать правые силы
О движении «Европа 2028» под руководством известного в стране бизнесмена Василия Тофана стало известно в самый разгар парламентской кампании, 2 сентября, хотя публичные признаки подготовки к запуску такого проекта появились гораздо раньше. Само его название говорит о многом. Последователи движения подхватили лозунг, брошенный Майей Санду несколькими месяцами ранее, о стратегической цели добиться подписания договора о присоединении к Европейскому союзу через три года.
Понятно, что тогда внешнеполитический фон был немного другой. В структурах ЕС активно шли разговоры об отделении заявки Молдовы от Украины, и властям в Кишиневе сложно было удержаться от бравадных речей перед своим электоратом. Ныне контекст изменился. Сама Санду больше не спекулирует на датах, но лозунг уже живет в Молдове своей жизнью. Сценарии расписаны, ресурсы выделены. Тема, конечно же, стала одним из центральных обещаний партии власти. В предвыборной программе PAS это первый из основных приоритетов, позиционируемый как залог мира и будущего. Он же отражен в символике партии, в том числе на избирательном бюллетене.
Понятно, что программа PAS, как и любой другой партии, это в основном чистой воды популизм. Броские лозунги и обещания без какой-либо конкретики. По некоторым пунктам представителей «желтых» можно прямо уличить во лжи. К примеру, обещания об удвоении за четыре года доходов населения никак не вяжутся с целью ежегодного пятипроцентного экономического роста.
Но в рамках выборной кампании дискутировать и аргументировать никто из PAS и не планировал. Во-первых, слишком велик риск облажаться. Во-вторых, власти давно закрыли для себя страницу истории, когда хотели слышать чью-то точку зрения. Опускаться до уровня полемики с оппонентами действующие чиновники и депутаты считают для себя неподобающим. В плане политмаркетинга за пару недель до выборов куда безопасней поиграть на болевых точках и страхах населения. Страшилки про русские танки – это, что называется, «полный кринж», но вспомнить про риски федерализации или долги перед Газпромом вполне себе проходной PR-прием. Всё бы хорошо, но очевидный отрыв PAS от реальности замечает самая активная часть населения – предприниматели.
Те, кто умеет считать деньги и строить бизнес-планы, не могут воспринять лишь пустые лозунги и обещания. Именно поэтому при содействии властных кругов была запущена гражданская инициатива «Европа 2028». Куратором ее стал Василий Тофан, приход которого в правительство на место Дорина Речана в качестве запасного сценария пророчили задолго до выборов. Амбициозный бизнесмен получил площадку для продвижения своих идей, а PAS – партнера, который разъяснит целевой аудитории содержательную сторону программы действий власти после выборов. В ней, несомненно, должны сойтись дебет с кредитом, и наперед расписаны правила игры, чтобы бизнес-сообщество ее восприняло всерьез.
Ничего нового придумывать у Тофана не стали. Он и прочие лидеры движения прямо говорят о неизбежном сокращении расходов государства по своим основным обязательствам: образование, социальная сфера, здравоохранение. Центральная идея программы – административная реформа. Местные органы власти в нынешнем виде – 900 примэрий – для крупного бизнеса обуза и непозволительная роскошь. Поэтому в планах ликвидация большей части сельских администраций с передачей полномочий в крупные населенные пункты и районные центры.
Не исключено, что откажутся и от самих районов, как от части позорного для нынешней власти советского населения, и даже вернут уезды. Это уже детали. Суть в сокращении расходов на местные нужды. Здесь не только уничтожение примэрий, но и всей прочей инфраструктуры в селах: школы, детские сады, досуговые центры, спортивные секции. По примеру закрытия учреждений для детей с особыми потребностями с последующим внедрением практик инклюзивного образования можно оценить подход. Возможно, что всё уже просчитано и на транспортировку учащихся в укрупненные школы, досуговые центры и спортивные секции действительно уйдет гораздо меньше денег. Споры о рациональности таких решений уже идут вовсю. В пример приводится опыт других стран-членов ЕС, прошедших болезненный путь адаптации от советских практик развития местных сообществ. Так, Василий Тофан считает нормальным возить своего ребенка на спортплощадку в другой город ради хороших условий. В Европе ведь это норма.
Понятно, что в предвыборной кампании в PAS о таких вещах никто заикаться не станет. С проектом «Европейское село» это ведь тоже никак не вяжется. Поэтому в партии всё также громко звучат обещания о всемерной поддержке на местах и инфраструктуры на селе. Можно проследить, что значительная сумма средств в последние годы по требованию сельчан и примэрий по-прежнему идет на реновацию построек советской эпохи: школ, детских садов, домов культуры. Инфраструктура ведь изнашивается. Однако тянуть это бремя дальше Тофан сотоварищи властям настоятельно не рекомендуют при всем желании местных органов и сельских жителей.
Очевидно, что одними лишь непопулярными в обществе мерами даже в гражданском движении обойтись не могут. Поэтому в его программе много других приоритетов, которые, впрочем, во многом повторяют лозунги PAS пятилетней давности: цифровизация, приватизация оставшихся государственных активов, реформа сельского хозяйства, свободное движение капиталов, развитие экспортно-ориентированных отраслей, строительство дорог и возвращение диаспоры. Все спикеры и участники «Европа 2028» или вернулись в Молдову для бизнеса, или обещают это сделать в ближайшем будущем. Всё это мы уже слышали от проповедников реформ вроде Натальи Гаврилицы, Думитру Алайбы и прочих представителей власти, ныне почивающих на лаврах. Но ничего другого нам предлагать и не будут.
Если проект Тофана станет успешным, возможно, еще до конца парламентской кампании мы услышим его имя из уст руководителей страны и партии власти. Пока же гражданское движение или, правильнее сказать, бизнес-движение будет выступать в роли консолидирующего фактора правых и т.н. проевропейских сил и их электората. Основной посыл – в полной поддержке предложенной прагматичной программы действий со стороны европейских партнеров и неизбежной ее реализации в поствыборный период. Молдавскому избирателю не впервой сталкиваться с откровенным обманом политиков, жаждущих власти. Пять лет назад Майя Санду и ее команда одерживали триумфы на выборах под лозунгами единения и прекращения геополитической вражды. Заканчивают же в худших традициях разделения общества и нагнетания пропагандисткой истерии. Можно поверить, что все это в последний раз, но опыт нашей политической истории пока свидетельствует об обратном.