Антон ШВЕЦ
Депутаты XII созыва в среду официально приступили к работе и избрали спикера. Первое заседание подтвердило политическую монополию PAS на фоне дисфункции и смирения оппозиции
Майя Санду, завершившая консультации с представителями парламентских партий и продавившая назначение Александру Мунтяну новым премьер-министром, в среду побывала в обновлённом парламенте. Там повторила набор стандартных для себя фраз, разделяющих общество, и прицелилась к наиболее перспективному инструменту продления своего срока во главе государства.
В законодательном органе она увидела доминирующие позиции фракции PAS, которая, несмотря на утрату 8 мандатов, чувствует себя максимально уверенно, и деморализованную, разрозненную оппозицию, расписавшуюся в отказе от политической борьбы. Патриотический блок, пытавшийся ранее оспорить итоги выборов, развалился на две фракции – социалистов во главе с Игорем Додоном и коммунистов Дианы Караман. Последняя для проформы и на русском языке выступила с критикой намерений Игоря Гросу остаться председателем парламента, но не смогла даже инициировать полноценную дискуссию. Ещё один представитель патриотического блока, бывший премьер Василий Тарлев, и вовсе остался в одиночестве – независимым, неаффилированным и, видимо, «неаутентичным» депутатом. Таким образом, коллегиальное влияние левого фланга, контролирующего четверть мандатов, сегодня сводится к нулю.
Другие три не менее «неаутентичные» парламентские фракции оказались ещё более травоядными. «Демократия дома» Василе Костюка и «Наша Партия» Ренато Усатого не стали участвовать в голосовании за кресло спикера парламента, чем лишь усилили позиции Игоря Гросу. Тот в итоге легко заполучил второй мандат и анонсировал максимальное количество зарубежных командировок парламентариев для подписания договора о присоединении Молдовы к Европейскому союзу в 2028 году.
Василе Костюк попытался удивить головным убором и ненавязчивым перфомансом по поводу неудобного кабинета, выделенного его фракции в здании парламента, но при этом начал убеждать всех в том, что «Демократия дома» будет поддерживать проевропейский вектор и готова голосовать совместно с PAS за законы, якобы направленные на реализацию этого курса. Медийно «переплюнул» Василе Костюка престарелый Владимир Воронин. Сначала он отказался открывать первое заседание парламента (хотя имел шанс выступить с парламентской трибуны с речью), а затем высунул язык в ответ на просьбу об интервью – именно таков облик, пожалуй, самой оппозиционной PAS фракции в новом созыве. Между тем коммунисты в своё время первыми стали выступать за евроинтеграцию и вывод российских войск, а также против т.н. «федерализации Молдовы», т.е. 20 лет назад сформулировали платформу, которую теперь максимально использует партия власти.
Реверансы власти последовали также от «Нашей партии» и блока «Альтернатива». Все три мелкие фракции, несмотря на атаки в период электоральной кампании (румынские санкции в отношении Иона Чебана, лишение финансирования «Демократии дома» и пр.), наперегонки стремятся сторговаться с PAS, поучаствовав в формировании конституционного большинства, рассчитывая через это получить мелкие должности в исполнительной власти. Фракция «Альтернативы» без особых надежд выдвинула Александра Стояногло на должность спикера (набрал 32 голоса – к «Альтернативе» в полном составе примкнули участники бывшего патриотического блока). Однако сама фракция «Альтернативы» будет в ослабленном состоянии: возглавил её Гайк Вартанян, имеющий неоднозначную репутацию. Ион Чебан сфокусируется на снятии персональных ограничений и обороне должности мэра Кишинёва и в этом смысле не станет «переходить дорогу» PAS.
Ни одна из сформированных парламентских фракций принципиально не высказалась против курса и нарративов, сформулированных Майей Санду и Игорем Гросу на заседании в среду, и не воспрепятствовала назначению премьер-министра Александру Мунтяну, выбранного в президентуре. Напротив, все наперебой стремились подтвердить свою проевропейскую (или прорумынскую) программу и хвалили будущего главу правительства громче и активнее, чем партийцы из PAS. Тем самым избиратели, их поддержавшие, в очередной раз оказались обмануты в своих ожиданиях. В перспективе возможности и рейтинги партий левого спектра будут проседать – их электорат не только устаёт от разочарований и множественных предательств, но и банально стареет. Последний шанс использовать условно крепкий левый фланг будет именно в этом созыве парламента. Но высока вероятность, что этим никто заниматься не станет – мало ли власть «вспомнит» об отложенном уголовном деле вокруг «чёрного кулька». К тому же никто пока не знает, что именно и о ком расскажет Владимир Плахотнюк на ближайших судебных слушаниях.
Помимо избирателей пострадали и партии, незаконно, зачастую в результате предательства «партнёров», снятые с предвыборной гонки. Их места были перераспределены в пользу PAS и во многом «карманной оппозиции». Значительная часть политических проектов вряд ли протянет до следующих парламентских выборов в 2029 году.
Возникает ощущение, что Россия планирует резко сократить политическую и прочую поддержку партий, действующих на общегосударственном уровне, поскольку инвестиции предсказуемо не окупятся, и сосредоточить ресурсы на адресном усилении регионов, прежде всего, Приднестровья и Гагаузии. Ещё вчера в Комрат с неанонсированным визитом прибыл глава службы информации и безопасности с целью запугивания депутатов местного народного собрания.
Спикера Игоря Гросу благословила даже молдавская митрополия русской православной церкви, что является ярким индикатором отказа любых условно оппозиционных PAS сил от дальнейшей борьбы. Если Александру Мунтяну сможет хоть частично обеспечить экономический рост, а Брюссель будет способствовать формальному продвижению Молдовы к членству в ЕС, текущий созыв парламента может стать самым беспроблемным для режима за два последних десятилетия. В такой законодательный орган можно будет, не стесняясь, перевести голосование о новом президентском сроке для Майи Санду. Безусловно, в духе евроинтеграционных статей, появившихся в конституции по итогам прошлогоднего референдума. Других претендентов на всю полноту власти в республике всё равно не просматривается.