Антон ШВЕЦ
С каждым годом трансформации Молдовы на пути к евроинтеграции экономика страны становится больше в денежном измерении, но возможности и благосостояние граждан парадоксальным образом сокращаются
Запрос поставщиков электроэнергии на очередное повышение тарифов на сенсацию уже не тянет. Наше население привыкло к увеличению стоимости электричества даже не ежегодно, а практически каждый сезон. Новое увеличение на 7-8% обосновывается активным использованием зимой аварийной энергии из румынской энергосистемы, не имеющей предсказуемой фиксированной цены в день покупки (стоимость определяется в начале следующего месяца).
Несмотря на то, что решение будет принимать Национальное агентство регулирования в энергетике, получившее предложение поставщиков ещё на прошлой неделе, замечания министра Дорина Жунгиету о том, что он-де предупреждал о возможном росте тарифов ещё в прошлом году, прямо подсказывают, каким будет вердикт НАРЭ. Причём ждать его не придётся так долго, как снижения цен на газ; думается, что утяжеление тарифного бремени для бытовых потребителей агентство рассмотрит в приоритетном порядке. В министерстве энергетики и в провластных экспертных кругах наверняка заявят о том, что рост будет практически незаметным, особенно на фоне традиционного снижения потребления в весенние месяцы (когда отключаются обогреватели, но ещё не используются кондиционеры).
В «электрический» тариф уже несколько лет спрятана цена на проекты по энергонезависимости, продиктованные требованиями Евросоюза по подключению к единому энергорынку. В частности, это касается не только линии «Вулканешты-Кишинёв», но и будущей инфраструктуры «Бельцы-Сучава» и «Страшены-Гутинаш» на 400 кВ, которая должна полностью подключить Молдову к энергосистеме Румынии – страны, где электричество является одним из самых дорогих в Евросоюзе вопреки наличию атомной генерации и собственных источников ископаемого сырья.
Причина румынских сложностей в т.н. «климатической повестке» и «зелёном переходе», требующих снижения традиционной генерации и масштабных проектов по сокращению выбросов, альтернативной энергетике и энергоэффективности, расходы по которым ложатся преимущественно на граждан и бизнес.
В Румынии разразились споры вокруг того, что мелкие производители зелёной энергии освобождаются от оплаты дисбалансов в сети (т.е. только получают деньги за выгружаемую в сеть энергию, даже в моменты минимального потребления), в результате чего тарифы растут в среднем на 40-50 евро ежегодно. В Молдове это направление на уровне небольших хозяйств и частных инвесторов развивается активными темпами – даже быстрее сопутствующего законодательства и регулирования НАРЭ – что предсказуемо приведёт к включению расходов по балансировке сети в платёжки бытовых и промышленных потребителей уже в этом или в следующем году.
«Сбор энергоэффективности» тоже вшит в стоимость акцизов на импортируемые компаниями с обоих берегов Днестра нефтепродукты – бензин и дизель. Это стало известно из интервью вице-премьера по реинтеграции Валерия Киверя. Наличие этого сбора спровоцирует рост ценника на топливо, как минимум, в Приднестровье в ближайшие недели, если сторонам не удастся избежать конфликта вокруг этого сюжета.
Вместе с тем в нашей медийной среде уже пробрасываются идеи доведения до «европейской нормы» ряда других выплат помимо акцизов на топливо – например, дорожных сборов и налогов на транспорт. Акцизы на импорт автомобилей и техники в Молдове и так на уровне южных стран Евросоюза (за исключением полностью электрических транспортных средств), теперь же могут вырасти сопутствующие налоги и сборы, связанные не с покупкой автомобиля, а с его ежедневным использованием. Если мэрия Кишинёва доведёт до ума хоть часть своих идей об изменении законодательства о парковках, эти расходы тоже придётся учитывать молдавским водителям.
Базово сюжет экономического роста через банальное удорожание жизни очень характерен для стран, стремящихся к членству в ЕС или вступающих в сообщество. Экономическая модель Евросоюза характеризуется высокими ценами, в особенности на коммунальные услуги, транспорт, образование и медицину, но и высокими зарплатами. Если часть промышленности или иных секторов народного хозяйства не вписывается в требования сообщества, как в Болгарии или балтийских странах, она просто отмирает – т.н. «сопутствующие потери».
В этом смысле рост расходов, тарифов, цен и денежного измерения экономики в целом в Молдове, ведущей переговоры о членстве в ЕС, никого удивлять не должен. Публикация в начале недели статистики внешней торговли лишь подтверждает это мнение. В Молдове растёт экспорт и феноменальными темпами – импорт, что приводит к усугублению отрицательного сальдо торгового баланса. При этом экономика становится больше, но реальное благосостояние населения проседает.
Так, по статистике, экспорт в прошлом году подрос до 3,8 млрд евро (на 6,4%). Цифры по-прежнему скромные – примерно в 5 раз меньше, чем у сопоставимой по населению Латвии, или в 2-3 раза меньше ежемесячного экспорта такой же Словении (Армения экспортирует в 2,5 раза больше, преимущественно сырьевая Монголия – в 5 раз). При этом импорт подскочил сходу на 20,5% и достиг почти 11 млрд евро, сформировав отрицательное сальдо торгового баланса в размере 7,1 млрд евро (рост почти на треть за год). Для сравнения, в Латвии с объёмами торговли около 43 млрд евро дефицит торгового баланса составляет всего около 3,5 млрд. Что характерно, на этот год правительство вновь прогнозирует увеличение импорта (около 10%), значительно опережающее темпы (и в особенности физические объёмы) роста экспорта.
Дисбалансы, усугубившиеся в прошлом году, были связаны с наращиванием импорта продуктов питания на фоне кризиса в аграрном секторе страны, снятием любых барьеров для продукции из ЕС и Украины, а также значительным увеличением стоимости и объёмов внешних закупок газа, топлива и электроэнергии (в 2024 году электричество закупалось преимущественно у МГРЭС в Днестровске, что не отражалось на внешнеторговом балансе страны в принципе). Даже если учесть внешние заёмные средства, переводы диаспоры и профицит в торговле услугами, правительство действительно не справляется с оздоровлением экономических процессов. Напротив, наличие политических амбиций и обязательств перед Брюсселем не способствует стимуляции экономической активности и широким инвестициям, повышаться в итоге будут только расходы и тарифы, что станет шоком для населения. А общий уровень благосостояния населения, как и в случае балтийских стран, может вырасти значительно позднее – спустя годы после вступления в ЕС – и ощутят это немногие, кто останется в Молдове к тому времени.