Молдова: война всех против всех

Главная / Аналитика / Молдова: война всех против всех
На прошлой неделе правительство демократов Плахотнюка много критиковали: сначала депутаты европарламента в Брюсселе, а потом социалисты на митинге в Кишиневе. Демократы в полемику не вдавались, но активно «топили» правую оппозицию и ее лидеров Санду и Нэстасе. Перекрестную критику всех политических лагерей роднит одна особенность — участники предвыборного забега пытаются как можно убедительнее назначить виноватого во всех бедах Молдовы. Со стороны это выглядит детской игрой в «горячую картошку» — матерые политики перебрасываются клубком социально-экономических и финансовых проблем Молдовы, а кто замешкает — тот и проиграл.

Поле — Ч, страна — М

Молдова — рай для исследователей политических процессов. События здесь развиваются непредсказуемо, стремительно, и не всегда в рамках классической демократии. В Молдове олигарх, обвиняемый по делу о краже миллиарда долларов из банковской системы, остается на свободе и участвует в предвыборной кампании. А конституционный суд признает недействительными результаты муниципальных выборов, на которых побеждает оппозиционный кандидат. Европейским чиновникам не нравится такое понимание независимости судебной системы, и они замораживают финансовую помощь Молдове. В ответ правящая партия заявляет, что теперь евроинтеграция — не приоритет, и настало время услышать интересы граждан. В Молдове, определенно, нескучно. Вот как выглядит расстановка сил на политической арене страны:
  • Игорь Додон, ПСРМ: считают, что проевропейские силы — зло и причастны к краже миллиарда. Критикуют правящую Демпартию (но избегают упоминать имя лидера ДПМ Влада Плахотнюка), движения Майи Санду и Андрея Нэстасе, всех без исключения унионистов, а также бывших соратников из партии Ренато Усатого. Имеют 24 места в парламенте и пост президента. Говорят, что нужно дружить с Россией и в лице Игоря Додона часто бывают в Москве.
  • Влад Плахотнюк, ДПМ: считают, что в Молдове все хорошо, а будет еще лучше. Уверены, что миллиард украли Филат, Платон и Шор, и не находят странным, что последний на свободе. Критикуют социалистов и по необходимости отстраняют президента от должности, чтобы подписать нужный закон. Обвиняют Санду и Нэстасе в государственной измене, но утверждают, что не причастны к отмене выборов мэра, где Нэстасе победил. Увеличили свою фракцию в парламенте с 19 до 42 мест. Хотят дружить с Европой, но перестали ей нравиться. Считают Россию злом, запретили российские телеканалы, выслали пять дипломатов, а вице-премьера Рогозина объявили персоной нон грата.
  • Майя Санду и Андрей Нэстасе, PAS/DA: выступают за евроинтеграцию Молдовы. Критикуют Додона и Плахотнюка, считают, что ДПМ и ПСРМ — заодно, а миллиард украла действующая власть. Хотят единым блоком пройти в парламент. Не возражают против объединения с Румынией.
  • Михай Гимпу и унионисты: выступают за унирю с Румынией. Ищут способ сохраниться во власти, ведут переговоры с PAS и DA о коалиции.
Тем временем, Брюссель: жестко критикует Демпартию, считает, что кража миллиарда толком не расследуется. Игнорирует социалистов, но опасается «российской угрозы» и восточного разворота Кишинева. Благоволит Санду и Нэстасе; Москва: благоволит Игорю Додону. Считает, что во всем виновато проевропейское правительство. Возбудила уголовное дело против Влада Плахотнюка. Рассчитывает, что ПСРМ получит большинство на выборах и наделит полномочиями Игоря Додона. Сохраняет в Приднестровье ограниченную группу войск и неофициально поддерживает Тирасполь; Вашингтон: считает российскую угрозу реальностью, поддерживает путь Молдовы в НАТО. Заявляет, что не пытается повлиять на результаты будущих выборов. Воистину, Молдова — страна чудес. Правящим демократам оппонируют тоже правящие социалисты, а вместе они критикуют проевропейскую оппозицию, которая критикует их в ответ. Понять, кто здесь в конце концов власть и оппозиция, все труднее.

Кто крайний?

Несложно проследить, что предмет критики у всех политических сил Молдовы почти совпадает. Правые, социалисты и демократы пытаются взвалить друг на друга вину за кражу миллиарда, коррупцию, государственную измену, неправильный геополитический курс, а в целом за то, что Молдова — такая, как есть. Задумка этой игры предположительно в том, чтобы назначить одного из ее участников виновным сразу за все беды, разрушить его политическую карьеру, а на ее обломках выстроить новую властную конфигурацию на ближайшие пять лет. Первые кандидаты на политическое заклание, очевидно, проевропейские правые. Санду и Нэстасе критикуют все, и у них нет достаточных материальных и человеческих ресурсов для победы. К PAS и DA, к тому же, льнут остатки «классических молдавских унионистов» вроде Гимпу и Шалару. Этих людей в Молдове не любит никто, что упрощает власти задачу по дискредитации политического проекта, где есть фамилии Гимпу и Шалару. Есть одна проблема: за политической судьбой Санду и Нэстасе пристально следят в Брюсселе, и очередной брутальной выходки в их адрес Плахотнюку не простят. Попытка вытолкать PAS и DA из молдавской политики может стоить Кишиневу европейского финансирования, безвизового режима с ЕС и персональных санкций против руководства страны. Чем дальше в лес, тем больше чудес. Если демократы проигнорируют здравый смысл и выбьют Санду с Нэстасе из борьбы за власть, их образ в глазах западных партнеров заиграет совершенно новыми красками. Когда ДПМ придется делить власть с социалистами (потому что больше не с кем), из олигархов, захвативших государство, демократы станут пророссийскими олигархами, захватившими государство. Показательно, что такие определения в Европарламенте уже звучат, да и правящая власть явно неспроста придумывает связь между Москвой, Санду и Нэстасе. Плахотнюк пытается играть на упреждение, но близок к тому, чтобы опоздать. В современной молдавской политике порой до последнего неясно, кто есть кто. Быть может, вчерашние охотники и не догадываются, что давно стали жертвами.