Сергей ЧЕБАН
Атакующая президента и правящую коалицию группа Канду-Шор стремится использовать проевропейскую оппозицию из блока ACUM для реализации своих финансовых интересов
Развитие событий в стране на минувшей неделе в очередной раз высветило непростое положение действующего правительства Иона Кику, шансы которого удержаться у власти далеки от стопроцентных. Оппозиция продолжает разноплановый прессинг, стремясь создать видимость масштабного недовольства кабинетом министров с использованием традиционных методов, включая массовые протесты и пикеты отдельных социальных групп. Наглядный пример – вчерашний митинг ветеранов приднестровского конфликта, где заявленная повестка (социальное обеспечение и поддержка комбатантов) быстро оказалась в «тени» громких политических требований в виде отставки президента и правительства, а также досрочных парламентских выборов.
Между тем важно понимать, что цели различных оппозиционных групп существенно разнятся, что не позволяет им выступить единым фронтом против текущего руководства страны. Например, для блока ACUM, судя по транслируемым заявлениям, первоочередной задачей является не столько полная «зачистка» правительства Кику, сколько формирование нового т.н. технократического кабмина, правда теперь уже подконтрольного лидерам оппозиционного блока. Однако на данном этапе пока рано говорить о готовности Майи Санду и Андрея Нэстасе реализовать подобные планы совместно с разношёрстной депутатской компанией с сомнительной репутацией в составе групп Адриана Канду и Илана Шора.
Молдавская практика показывает, что «чудовищные» политические коалиции вполне возможны, и даже временно успешны, но весьма недолговечны и чреваты серьезными издержками для всех участников. Сотрудничество активно поддерживаемой западом и им же вышколенной проевропейской оппозиции с демократическими «раскольниками» и партией имени одного некогда успешного бизнесмена ожидаемо негативно отразится на электоральных позициях лидеров блока ACUM. Политикам предстоит трижды поразмыслить над тем, стоит ли ради тактических целей в виде смещения правительства И. Кику попадать в ситуацию, когда «хвост виляет собакой», что влечет за собой массу рисков и трудно прогнозируемых виражей. Кроме того, веское слово остается за внешними партнерами по развитию, которые, судя по всему, не торопятся консолидировать все подопечные оппозиционные силы под единым флагом.
Наряду с этим становится все более очевидным тот факт, что на текущем этапе главным драйвером антиправительственного мейнстрима стала именно группа Канду-Шор. Она, к слову, преследует куда более прагматичные цели (кишиневский аэропорт, который активно пытается вернуть в госсобственность правительство Кику; контроль над банковской системой страны), вряд ли совпадающие с идеалами проевропейской оппозиции. Поэтому источником наиболее активных мер по ослаблению правительства является отнюдь не блок ACUM, который в большей степени реагирует на процессы, пытаясь в меру своих сил раздуть политические «искры». В связи с этим за последнюю неделю сложилось устойчивое ощущение, что проевропейский тандем пытаются активно вовлечь в реализацию чужой повестки. В этом смысле вполне понятны попытки Майи Санду перехватить инициативу и усложнить политическое уравнение, предлагая вступить в коалиционные переговоры Демократической партии и наотрез отказываясь от сотрудничества с фракцией И. Шора.
Тем временем, прессинг власти через переманивание депутатов и потенциальное разрушение правящего большинства, затеянный стоящими за проектом Канду-Шор силами, судя по всему, преследуют цель подтолкнуть Игоря Додона к пересмотру своих походов и уступить по ряду ключевых вопросов. Очевидно, что до июня 2019 года молдавский президент, чьи полномочия были скованны многочисленными ограничениями (как конституционными, так и «режимными»), был куда более удобной политической фигурой для влиятельных финансово-политических групп в Молдове. Однако стремление главы государства к большей самостоятельности после изгнания влиятельного олигарха пагубно отразилось на интересах многих «боссов» Демпартии, которые, судя по всему, решили таким способом «встряхнуть» главу государства, принуждая его к более компромиссному поведению.
В этом смысле опасения Майи Санду относительно жизнеспособности формирования правительства голосами группы Канду-Шор вполне оправданы, поскольку политическое партнерство и зависимость от этих сил, как показывает опыт, может привести к самым неприятным последствиям. Однако не стоит исключать того, что шантаж Игоря Додона со стороны инициаторов атаки на правящую коалицию в итоге может привести к отставке нынешнего правительства.
Уже на текущей неделе можно ожидать инициирование вотума недоверия нынешнему кабмину, который способен подтолкнуть основных политических игроков к более решительным и конкретным действиям для реконфигурации парламентского большинства. Существует вполне реальная возможность ситуационного консолидированного голосования всех оппозиционных сил в парламенте без формирования политической коалиции. Такое конъюнктурное объединение усилий временных политических спутников нанесет ощутимый удар по коалиции социалистов и демократов, но вряд ли позволит сформировать дееспособное правительство из реальных технократов-профессионалов. Однако оппозиция вряд ли ставит перед собой столь амбициозную цель – президентские выборы уже не за горами, и было бы самоубийством спешить перекладывать на себя ответственность за страну, переживающую пандемию, политический и экономический кризис и прочие «радости».
Остается открытым вопрос: пойдут ли в этой ситуации лидеры блока ACUM на поводу у группы Канду-Шор, запустившей сигнальную «ракету», и не подтолкнет ли этот сигнал к политическому «фальстарту» в условиях главного предвыборного марафона?