Владимир РОТАРЬ
Экс-лидер Демократической партии покинул территорию США, с которой Кишинев безуспешно пытался достать его на протяжении последнего года, чтобы неожиданно объявиться в Турции. Есть ли шансы добиться экстрадиции Плахотнюка на родину?
На этой неделе широкой аудитории был представлен очередной акт в долгоиграющей пьесе под названием «возвращение Плахотнюка на родину». Пока Кишинев
сокрушался по поводу «несерьезного» подхода американских партнеров к делу об экстрадиции бывшего хозяина Молдовы, последний неожиданно покинул США и оказался в Турецкой Республике. Об этом сначала заявил мэр Бельц и кандидат в президенты Ренато Усатый, а в дальнейшем факт въезда олигарха на турецкую территорию подтвердила и Анкара. Любопытно, что, согласно открытым данным американских органов внутренней безопасности, из Соединенных Штатов Плахотнюк выехал еще в конце августа.
Такой ход в принципе можно было спрогнозировать, особенно после того, как Комиссия Интерпола по контролю за файлами
отказалась включить бывшего лидера Демократической партии в список лиц, объявленных в международный розыск, и даже удалила сведения о нем из своих баз данных.
Кишинев явно был не готов к такому повороту событий, что можно понять в том числе по хаотичности официальной реакции профильных госорганов. В Министерстве внутренних дел поначалу отметили, что «приняли к сведению появившуюся в открытом доступе информацию», а властям США, Румынии и Турции направили соответствующие запросы.
Однако уже на следующий день тональность заявлений ведомства радикально изменилась: сообщалось, что в контексте розыска экс-лидера ДПМ были предприняты многочисленные шаги по международным каналам, и что у МВД «давно есть сведения о том, что Влад Плахотнюк покинул США и пересек границу с Турцией и Румынией». При этом информация об этом не доводилась до общественности якобы для того, чтобы не препятствовать действиям по установлению местонахождения и задержанию олигарха. Теперь же, по мнению МВД, из-за заявлений политиков и информации, опубликованной в СМИ, усилия правоохранительных органов были поставлены под угрозу.
«Молдавские власти находятся в постоянном контакте со своими партнерами в других странах и прилагают все усилия, чтобы установить местонахождение Плахотнюка с целью его экстрадиции. Мы отмечаем, что утечки в прессе и заявления некоторых политиков на эту тему могут серьезно повлиять на процедуры экстрадиции и поставить под угрозу преследование лиц, скрывающихся за пределами страны», —
говорится в заявлении МВД. Генеральная прокуратура же направила в компетентные органы Турции запрос по поводу выдачи Влада Плахотнюка в Молдову с целью его привлечения к уголовной ответственности.
В целом реакция Кишинева выглядит, как попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Плахотнюк давно и успешно укрывался от молдавского правосудия в США и теперь, похоже, продолжит это делать и на территории Турции. И не только там: по информации все того же Усатого, Плахотнюк, возможно, приобрел авиабилеты на Кипр.
Насколько «исход» олигарха из США сделает проще процесс его возвращения в Молдову? Судя по всему, ненамного. Адвокат Плахотнюка уже заявил, что его клиент не волнуется по поводу запросов об экстрадиции, направленных в Анкару, поскольку «за пределами РМ юстиция работает». У такой уверенности есть свои резоны. Как известно, у бывшего главного демократа в свое время сложились весьма неплохие отношения с действующим турецким руководством и лично президентом Реджепом Эрдоганом, с которым он встречался во время его визита в Молдову. Именно во времена правления олигарха молдавско-турецкие связи получили серьезный толчок, в том числе в плане притока инвестиций в нашу республику и реализации различных проектов на молдавской территории. В качестве ответной услуги Кишинев пошел на серьезные имиджевые потери и выдал Анкаре семь турецких учителей, что имело серьезный резонанс как внутри, так и за пределами страны.
Помимо этого вызывают серьезные сомнения эффективность действий самих молдавских властей по возвращению беглого олигарха домой. Каждый провал на этом поприще все больше подкрепляет гипотезу о намеренном саботаже этого процесса со стороны различных органов государственной власти. К примеру, даже генеральный прокурор Александр Стояногло признал, что материалы дела, на основании которого власти просили Интерпол объявить в розыск Влада Плахотнюка, были «слабыми», и именно поэтому обращение было отклонено. А вот почему они были слабыми — из-за непрофессионализма исполнителей или их, скажем так, мотивированной незаинтересованности в конечном успехе — тоже было бы неплохо разобраться.
После нового поворота в деле Плахотнюка правая оппозиция начала сетовать на то, что происходящие последний год события — звенья одной цепи, свидетельствующие о возможном «договорняке» олигарха с нынешним режимом и подготовке почвы для его возвращения домой.
Пока неясно, насколько реальна перспектива подобного камбэка. Если верить словам экс-адвоката Филата Игоря Попы, Плахотнюк утверждал, что США рассчитывают на него в неких «миссиях». Это вполне может объяснять как все странности вокруг его выдачи с американской территории, так и подозрительная нерасторопность Кишинева в раскрутке процесса преследования Плахотнюка. И не только его: как мы помним, дело Илана Шора также движется уж
очень тяжко, что уже вызвало открытое недовольство Европейского союза.
Как бы там ни было, точно можно сказать одно: за прошедший год с небольшим в процессе очищения системы от олигархических элементов их главные символы до сих пор остаются на свободе. И власти не прикладывают каких-то сверх усилий для привлечения данных лиц к ответственности. На этом фоне все больше складывается впечатление, что, если Плахотнюк и вернется в Молдову — то на своих условиях и явно не для того, чтобы отправиться в места не столь отдаленные.