Раз уж Молдову толкают к разрыву традиционных энергетических связей с Россией, то ей должны компенсировать все сопутствующие потери, считает эксперт RTA Семен АЛБУ
Семен АЛБУ, RTA:
Ну вот, наконец, свершилось. Европейский союз протянул руку помощи терпящей газовое бедствие Молдове, с барского плеча отстегнув 60 млн. евро. Сие приятное нашей власти известие было сообщено Наталье Гаврилице, гостящей ныне в Брюсселе, главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Тем самым еврочиновница подкрепила свои же обещания, данные пару дней назад в ходе созвона с Майей Санду, делом.
Можно поблагодарить Союз за то, что речь идет не об очередном бессчетном кредите, а о гранте – то есть, деньги возвращать будет не надо. По крайней мере, так ситуацию представили в президентуре. Сумма тоже вроде немаленькая. Хотя если нам придется и дальше закупать газ по тысяче и более долларов, то даже этих европейских миллионов хватит меньше, чем на полмесяца. Правда, Кишиневу обещали целый пакет «финансовой и технической помощи», так что в будущем, может, и еще что подкинут.
И тут бы вроде нужно радоваться, что Запад не бросает нас в беде, и после множества слов поддержки теперь эту самую поддержку впервые являет, так сказать, лицом. Но, что интересно, по сути, помощь началась еще раньше. И новости из Брюсселя в еще большей мере позволяют выстроить происходящие последние два месяца события в стройную и очень даже логическую цепочку, где виден и архитектор, и его помощники, и исполнители. И все меньше сомнений в том, что нынешний кризис – искусственный, а его заказчики находятся с вполне определенной стороны Молдовы.
Да, в первую очередь я имею в виду Брюссель и, особенно, Вашингтон, который пока вроде как вообще не при делах и даже посла своего еще не направил. Тем не менее, именно эти столицы, по-видимому, и являются фундаментом абсолютно непоколебимой позиции Кишинева, за которую тот вцепился мертвой хваткой на переговорах с «Газпромом». Так что лично меня вообще не удивляют множащиеся слухи о провале вчерашней встречи вице-премьера Спыну, на этот раз уже с главой газовой компании Алексеем Миллером.
Повторюсь, что помощь Молдове уже началась, и, конечно, отнюдь не из гуманитарных соображений, а сугубо утилитарных. Наше правительство играет с огнем, пытаясь давить на Москву и рискуя остаться без газа именно в тот период, когда он нужен больше всего. Поэтому, чтобы у наших чиновников «не тряслись коленки», и они не сдрейфили в самый ответственный момент, Вашингтон приставил к нам команду «скорой помощи» в лице своих главных европейских союзников – Румынии и Польши, а также партнера-сателлита Украины. Ни одна из этих стран не является экспортером газа – их собственной добычи не хватает даже на внутреннее потребление. Однако у каждой есть свои четкие функции по поддержке наших «газовых штанов» в период кризиса.
Бухарест, очевидно, занялся активным промоутингом молдавской беды в ЕС. На уровне глав МИД, а затем и лидеров европейских стран Богдан Ауреску и Клаус Йоханнис соответственно вынесли эту тему в топ повестки, предложив масштабно оказать финансовую помощь. Как видим, небезуспешно. Кроме того, Румыния вместе с Украиной дает в долг немного газа, чтобы обеспечивать нужное давление в нашей газотранспортной сети.
Польша отряжена сцеживать республике небольшие объемы голубого топлива, компенсируя «недостачу» «Газпрома». Ну хоть теперь смысл поездки Спыну в Варшаву за газом стал немного осязаемым. И уже не удивляет то, что два из трех объявленных Energocom тендеров выиграла именно польская компания.
Впрочем, главный спасательный круг будет бросать нам Украина, которая готова газ и одалживать, и в еще больших объемах продавать. Нашему соседу это не то, чтобы выгодно, но против команды от уважаемых партнеров по развитию, сильно не попрешь. А невыгодно потому, что украинские хранилища пусть и обильно набиты газом, но большая его часть принадлежит частникам, а не государству. В Киеве уже вовсю облизываются на эти объемы, придумывая, как бы без больших потерь «прихватизировать» этот газ в случай форс-мажора, который, по прикидкам, настанет этой зимой почти неизбежно. Так что Молдова, за поставки которой украинскую власть уже сильно костерят, тут бы совсем не вписывалась, кабы не упомянутое «но».
Все более очевидно, что Запад в лице США и ЕС толкает Молдову к ужесточению позиций и разрыву традиционных энергетических связей с Россией как одного из важнейших инструментов ее влияния в регионе. Но хочется заметить, что, немного переиначивая, «кто девушку танцует, тот за нее и платит». А пока есть ощущение, что в газовом кризисе нашу страну «танцуют» по полной, и пока в основном за наш с вами счет.
На западе само собой началась информационная огранка всего этого сюжета, где Москва представляется как злостный шантажист и угнетатель бедной Молдовы. В авторитетной Financial Times уже написали, что за свой газ Россия требует отказа от внедрения третьего энергопакета ЕС, «корректировки» евроинтеграции и чуть ли не вступления в Евразийский союз. Кремль-то, конечно, уже поспешил развеять этот откровенный фейк, да и наши его не подтвердили, но осадочек-то остался.
И тут возникает логичный вопрос. Я еще могу понять, почему на газовый раскол с Россией пошла соседняя Украина. Да это был выстрел в ногу своей экономике и бюджету, но он хотя бы укладывался в новую идеологическую парадигму, где Россия – однозначная страна-агрессор, захватившая Крым и поджегшая Донбасс. Плюс у Киева есть какая-никакая перспектива таки добиться газовой автономии, постепенно наращивая добычу внутри страны. Уже сейчас сосед на две трети снабжает себя газом сам.
Ну а Молдове-то это все зачем? Быть «пушечным мясом» на фронте геополитического противостояния перспектива, знаете ли, удручающая. Хотя и не удивляющая – об этом я и мои коллеги постоянно говорили и до, и после выборов. Но если нас используют в очередной хитрой игре против Москвы, тогда пусть это хотя бы достойно вознаграждается. Наемникам всегда платили больше, чем рядовым солдатам, и раз уж мы официально не входим в «дивизию ЕС и НАТО», а лишь «зафрахтованы» для оказания услуг – тогда и оплата пускай будет соответствующая. А пока наша власть, видимо, готова воевать с историческим партнером «за еду» и до последнего молдаванина, не считаясь с потерями. И все во благо слепой веры в светлое европейское будущее и собственных политических интересов. Доколе?