Блок коммунистов и социалистов выдвинул законопроект, укрепляющий нейтральный статус страны, однако правящая партия, судя по всему, пока не хочет лишать себя известного пространства для манёвра в этом вопросе
Российско-украинский конфликт продолжается в относительно вялотекущем режиме с несколькими локальными зонами «повышенной интенсивности» в юго-восточных регионах Украины. Переговоры же по его урегулированию окончательно ушли в подполье, а новые раунды проводятся в онлайн-формате. По всей видимости, такая необходимость возникла по причине невозможности выезда из Киева отдельных высокопоставленных лиц, способных принимать решения. При этом «позитивные» заявления представителей Москвы о «близости компромисса» выглядят как откровенный троллинг. Нет сомнений в том, что за такой тактикой скрывается желание расколоть изнутри украинское руководство, а также обострить его отношения с украинскими военными, поскольку очевидно, что заключение мира на основе всем известных требований Кремля украинской власти вряд ли удастся выдать за успех.
Если Киев не сможет переломить ситуацию в ближайшее время и обратить её хоть как-то в свою пользу, то закончиться всё может крайне печально. Тут уместным будет провести некоторые параллели с операцией Азербайджана в Карабахе в 2020 году. Подписание соглашения о прекращении огня и закрепление нового статус-кво в регионе стало возможным только в тот момент, когда ситуация для армянской армии стала уже настолько критической, что общество и руководство Армении были вынуждены принять все условия и, по сути, подчиниться требованиям Баку.
Поэтому пока однозначно время играет против интересов Украины, поскольку военные действия, нанесение воздушных ударов по военной и гражданской инфраструктуре, а также дальнейшее проникновение вглубь территории с каждым днём создают всё более плохие условия для возможных договорённостей с РФ. В этом смысле показательны события в Херсоне, которые дают примерное понимание того, как будет складываться ситуация после завершения военной фазы. Речь, в частности, идёт о вбрасывании идей о создании очередной «народной республики» и последовавших за этим выходов на улицы города различных проукраински и пророссийски настроенных групп. Таким образом, по-видимому, процесс обретения нового статуса территорий будет образцово-показательно рождаться в «демократических муках» и будто бы без прямого вовлечения Москвы.
Уровень угрозы для Молдовы по-прежнему высок, особенно с учётом отсутствия чёткого понимания, достигнут ли стороны какого-то перемирия, или же боестолкновения продолжат охватывать один за другим регионы Украины. Вчера генеральный штаб Вооружённых сил Украины заявил, что корабельная группировка России в акватории Черного моря находится в полной боевой готовности и, похоже, готова в любой момент организовать десант в Одесской области.
До войны Украина была для нас не только важным внешнеполитическим партнёром и соседом, но и естественным геополитическим щитом, который сковывал действия Москвы на молдавском направлении. Однако ситуация динамично меняется, и география российского влияния стремительно расширяется, приближаясь к нашим границам. Именно по этой причине со стороны представителей гражданского общества и политических сил озвучиваются самые разные соображения, основной смысл которых – отвратить угрозу от нашего государства.
Так, на волне антивоенных настроений в молдавском обществе Блок «коммунистов и социалистов» подготовил законопроект, раскрывающий и детализирующий параметры статуса постоянного нейтралитета страны. По замыслу авторов, принятие такой нормы позволит укрепить принцип нейтралитета, внедрит в законодательство механизмы его соблюдения, а также даст ряд преимуществ с точки зрения безопасности и экономики. Идея в принципе не нова, поскольку ранее ПКРМ и ПСРМ уже неоднократно пытались проталкивать аналогичные проекты, скорее всего, по просьбе Москвы.
Другой мотив состоит в том, что таким образом лидеры блока пытаются выйти из тени и хоть как-то вернуться в политическую обойму, ориентируясь на текущий момент. Разумеется, в нынешних обстоятельствах та или иная форма выражения приверженности нейтралитету будет только на пользу, однако есть интересные нюансы. Даже при поверхностном ознакомлении с законопроектом становится очевидным, что основная его цель – лимитировать возможности правительства, устраняя известную «гибкость» нейтрального статуса республики в его текущем виде. То есть лишить органы власти полномочий подписывать какие-либо двусторонние или многосторонние договоры в области укрепления оборонительного потенциала наших вооружённых сил, включая планы взаимодействия с НАТО, а также ограничить участие наших военных в миротворческих и иных постконфликтных операциях, проводимых нашими западными партнёрами.
Так или иначе, но от темы нейтралитета сейчас так просто не уйти. Руководству и обществу нужно чётко определиться с тем, каков интерес нашей страны и что именно может гарантировать безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Одним лишь заявлением спикера Игоря Гросу о том, что инициатива коммунистов и социалистов – это предвыборный ход, отделаться не получится. Властям придётся как-то осмысленно откликнуться на это предложение, либо подготовить альтернативный документ, чтобы ни у кого, и, особенно, у московских стратегов, не закрались сомнения по поводу нашей преданности принципу нейтралитету.
С другой стороны, раздаются мнения о том, что в этих сложных условиях было бы рискованным лишать себя достаточного пространства для манёвра и возможности действовать не только гибко, но и быстро. Начатая Москвой «специальная военная операция» показывает, что события в любой момент могут пойти по совершенно непредсказуемому сценарию с применением абсолютно неконвенциональных и гибридных методов. Поэтому у правящей партии должен быть в запасе максимальный набор инструментов и широкий спектр вариантов действий, которые могут быть оперативно применены, чтобы обеспечить суверенитет Молдовы.
Пока этот запас есть, и он обеспечен наследием еще «плахотнюковских» времен, когда его карманный Конституционный суд в 2017 году постановил, что в случае угрозы фундаментальным конституционным ценностям, таким, как независимость, территориальная целостность или госбезопасность, власти обязаны предпринять все необходимые меры, в том числе военные, для их защиты. Там же указывалось, что участие молдавского военного контингента в миротворческих операциях НАТО, в гуманитарных миссиях и коллективных санкциях против агрессоров и нарушителей международного права не противоречит нейтральному статусу нашего государства.
Поэтому сейчас перед властями стоит непростой выбор. Либо сохранить статус-кво в вопросе нейтралитета (но неизвестно, будет ли этого достаточно, чтобы уберечь себя от нынешних угроз). Либо пойти по пути укрепления нейтрального статуса, но при этом закрыть себе двери, в частности, для евроатлантического сотрудничества – а ведь исход российско-украинского конфликта пока далеко не предрешён. Здесь, конечно, президенту, правительству и парламентскому большинству нужно проявить максимум прозорливости, чтобы принять правильное решение и не сделать Молдову добычей в геополитических играх, как это произошло с соседней Украиной.