Эксперт: Молдова не может определиться со своим нейтралитетом

Главная / Аналитика / Эксперт: Молдова не может определиться со своим нейтралитетом
Сергей ЧЕБАН

Несмотря на формальную поддержку нейтрального статуса Молдовы, все ожидают, что наша страна займёт «правильную сторону истории» 

Даже если не обращать внимания на многочисленные «инсайды» от российских и украинских источников, можно понять, что война у наших границ завершится нескоро. Надежд на то, что всё удастся решить дипломатически в ближайшее время, практически не осталось, а сам Кремль заявил, что во время переговоров боевые действия останавливаться не будут. Всё это означает, что Молдове следует готовиться к затяжному кризису, который может накрыть нас в полный рост.

Официально наши власти заняли осудительную позицию по поводу российского вторжения, поддержав территориальную целостность Украины. Вместе с тем в течение последних недель поведение руководства республики характеризовалось некоторой осторожностью, явственным нежеланием навлекать на себя гнев Москвы и не давать ей поводов предпринимать, к примеру, какие-либо меры для того же усиления «защиты» приднестровского региона. Однако на фоне углубления раскола между Россией и Западом позиция нашей страны выглядит всё более двусмысленно и не совсем солидарно.

С другой стороны на минувшей неделе всё же наметились кое-какие признаки разворота и корректировки нашей тактики в отношении украинских событий. Произошло это, как неудивительно, во время визита в Кишинёв президента Румынии Клауса Йоханниса. Похоже, тот привёз некоторые «рекомендации», которые должны помочь нашим властям принять непростые для себя решения и встать на «правильную сторону истории», которая пишется в буквальном смысле на наших глазах.

Началось всё со слов премьер-министра Натальи Гаврилицы, которая заявила, что в последнее время отношения Молдовы с Россией стали еще сложнее, хотя и до войны в Украине общение с российскими властями было затруднено. Кроме этого, глава правительства подтвердила, что Молдова поддержала декларацию о лишении России преференций от участия в ВТО. То есть мы оставляем за собой право отказать Москве в применении режима наибольшего благоприятствования в торговых отношениях и ввести таможенную ставку на импорт российских товаров.

Следующий шаг сделал вице-премьер Андрей Спыну, сообщивший, что из-за событий в регионе провести аудит исторической задолженности перед «Газпромом» до 1 мая не удастся. По его словам, аудиторские компании отказались участвовать в конкурсе и направлять своих сотрудников в Молдову, расположенной неподалёку от военных событий. По этой причине кабинет министров готовится к худшему сценарию, при котором, начиная с мая, Россия прекратит поставки газа в Молдову и, по всей видимости, будет обвинена в оказании политического давления на Кишинёв и вынашивании агрессивных планов.

Закрепил это многоходовку вице-премьер Нику Попеску. 16 марта его МИДЕИ достаточно резко прокомментировало годовщину «референдума» о статусе Крымского полуострова, который «не имеет ничего общего со свободным и демократическим волеизъявлением народа и не соответствует международным стандартам в этой области». Как сказано в сообщении, Республика Молдова не признает, осуждает такие действия и считает решение Российской Федерации о присоединении части суверенной территории Украины грубым нарушением принципов Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта.

Накануне поездки Йоханниса в Кишинёв и изгнания России из Совета Европы румынская делегация в «помощь» нашему руководству пролоббировала внесение в резолюцию по Украине соответствующую поправку о признании левобережья Днестра зоной российской оккупации. Таким образом, спустя 30 лет один из ведущих международных институтов, собственно говоря, назвал вещи своими именами. Нужно понимать, что в этих обстоятельствах Россия вряд ли уже будет рассматриваться западом в качестве посредника и миротворца в приднестровском урегулировании.

Таким образом, вся архитектура переговорного процесса по решению статуса левобережья, включая механизм «5+2», становится, мягко говоря, не отвечающей текущим реалиям. Остаётся ещё понять, насколько жив международный консенсус, частью которого была Москва. Увы, но если судить по Украине, то Кремль, по-видимому, больше не хочет координировать свои действия с кем-либо и готов принимать односторонние решения. В том числе передвигать границы на постсоветском пространстве так, как ему заблагорассудится.

Пока мы отчётливо видим, что линия фронта и геополитического противостояния переносится вплотную к границам ЕС и НАТО, то есть к странам Прибалтики, а также Польши, Венгрии и Румынии. Как именно будет выглядеть политическая карта постсоветского региона, пока ещё сложно сказать, поскольку всё будет зависеть от исхода украинской военной кампании. Для Молдовы, конечно, очень важно, чтобы Киев сохранил контроль хотя бы над частью южных регионов и, особенно, Одесской областью, не дав тем самым возможности российской армии вплотную подойти к Приднестровью.

Несколько неоднозначно и даже провокационно в этом плане выглядит вышедший на днях призыв российского посольства в Кишинёве к жителям нашей страны. Там заявили, что «в связи с участившимися случаями дискриминации на национальной, языковой, культурной, религиозной и иной основе, а также совершении действий насильственного характера или действий, несущих угрозу жизни и здоровью», граждане могут обращаться с жалобами в адрес дипмиссии. Что это – банальная забота о согражданах в условиях антироссийских настроений в Европе или попытка найти подходящий повод для оправдания определённых действий в отношении нашей страны?

Кроме этого, за всё время боевых действий в Украине на прошедшей неделе из Москвы, пожалуй, впервые стали транслироваться прямые угрозы в адрес Молдовы о том, что наши власти кто-то подталкивает к размораживанию приднестровского конфликта – и в случае чего, Кишинёв ждет «незамедлительный сокрушительный отпор». Это очередное свидетельство, что рано или поздно к теме урегулирования надо будет подходить всерьёз, а от Кремля ждать каких-либо компромиссов не стоит. Он либо предложит уладить эту проблему на своих условиях, либо вообще закроет вопрос без какого-либо диалога.

В условиях обрушения практически всех правил игры, когда Молдова буквально «оголена» с точки зрения безопасности, у руководства страны не остаётся другой альтернативы, как включиться в постконфликтный процесс, который рано или поздно всё-таки начнётся. И в эти переговоры об архитектуре европейской безопасности, которая будет выстраиваться по итогам украинских событий, необходимо «входить» с чётким пониманием желаемого нами места в этой новой системе координат.