Сергей ЧЕБАН
Последнее время унионистские тенденции, казалось, отошли на второй план. Но с учётом тающих надежд на убедительную победу Украины в войне и неудач в евроинтеграции официальному Кишинёву приходится вновь возвращаться к идее стратегического сближения с западным соседом
Открывая осеннюю сессию парламента, Игорь Гросу заявил об «амбициозной повестке дня», которую удастся сделать явью, только если все народные избранники «объединят усилия и будут принимать хорошие законы для всех людей». В качестве консолидирующей идеи для всех партий спикер назвал разрыв отношений с Россией. По его мнению, вне зависимости от политических взглядов и обид, всем надо использовать окно возможностей, чтобы порвать с «токсичным пространством» и присоединится к территории мира, свободы, «где жизнь человека имеет значение».
В сказанном отчётливо читается какая-то встревоженность, близость решающего момента, который нашим элитам хотелось бы не пропустить и не попасть в очередной капкан истории. Судя по всему, с учётом траектории развития событий в Украине этот посыл Гросу станет лейтмотивом ближайшего полугодия. При этом работа парламента, скорее всего, сосредоточится не столько на дальнейшем уходе от России, сколько на ускорении румынского направления в политике Кишинёва.
С приходом к власти партии «Действие и солидарность», а также после получения статуса страны-кандидата на вступление в Европейский Союз наша власть взяла на себя много жёстких обязательств, включая реформирование сферы юстиции, экономики и безопасности. Однако, несмотря на внешнюю финансовую помощь и экспертное сопровождение, результаты работы PAS не вызывают большого восторга, а если сказать прямо – полное разочарование.
Кроме того, нельзя было не заметить, что с обретением статуса кандидата в Кишинёве вновь почувствовали твёрдую почву под ногами, поверив в себя и в субъектность Молдовы. Поэтому интеграционные процессы с соседней Румынией и унионистские идеи были будто бы сняты с первого плана, а в авангард вышла Украина и всяческая её поддержка с нашей стороны. Но, когда шансы Киева переломить ситуацию и добиться своих целей военным путём существенно снизились, а на евроинтеграционных фронтах похвастать особо нечем, в верхах молдавской власти вновь решили вспомнить, что вхождение в ЕС может быть подано и в форме стратегического сближения с Румынией.
Несмотря на метания своих «младших братьев», Бухарест по-прежнему готов подставить своё крепкое плечо и втягивать Молдову в зону гравитации восточноевропейских геополитических объединений. На прошлой неделе Майя Санду съездила в соседнюю столицу на очередной саммит «Инициативы трех морей», где помимо решения принять Грецию полноправным членом организации, ассоциированное членство получила Молдова – вероятно, не без серьёзных усилий румынской дипломатии. Президент Клаус Йоханнис заявил, что такой статус даёт возможность включить Молдову в трансграничные восточноевропейские инфраструктурные планы.
Как известно, Триморье тесно связано с рядом крупных проектов в регионе. В частности, речь идёт об автомагистрали с севера на юг Via Carpatia, соединяющей Клайпеду в Литве с Салониками в Греции, а также о строительстве инфраструктуры сжиженного природного газа с морскими терминалами в Польше и Хорватии и соединительным трубопроводом. Кроме этого, в планах есть создание Балтийско-Адриатического коридора, включающего автомобильную дорогу Via Baltica, а также железнодорожное сообщение Rail Baltica и Amber Rail Freight Corrido. В рамках другого проекта Rail-2-Sea планируется соединить польский порт Гданьск с румынским черноморским портом Констанца через железнодорожную линию протяженностью 3663 км.
Будучи в Бухаресте, Санду поговорила с румынским премьером Марчелом Чолаку насчёт сотрудничества в сфере энергетики и развития трансграничной инфраструктуры. Ожидается, что приоритетными проектами на ближайшие годы станут строительство моста через Прут у города Унгень, реконструкция и расширение трех других мостов, возведение воздушной линии электропередачи 400 кВ Бельцы-Сучава и расширение системы межгосударственного пограничного контроля с её постепенным преобразованием в совместные пункты пропуска.
Помимо этого, сопровождающий главу государства в поездке в Бухарест министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну подписал несколько документов. Один из них поможет в устранении барьеров и облегчении трансграничной торговли, а также в повышении эффективности и укреплении коммерческих коридоров, в том числе упростит пересечение государственной границы.
В свою очередь, понимая, в зоне каких рисков находится наша страна, министерство энергетики Румынии официально опубликовало зимнюю программу на 2023-2024 годы, которая предусматривает снабжение электроэнергией и Молдовы, если того потребует критическая ситуация. При этом найти дополнительные генерирующие мощности Бухарест готов даже путем перезапуска некоторых угольных электростанций, которые сейчас законсервированы.
Надо признать, что, невзирая на несколько сдержанную политику по отношению к Румынии в течение первого полугодия, в последнее время Кишинёв начал делать решительные шаги навстречу. Здесь, прежде всего, можно выделить передачу молдавской газотранспортной системы в управление компании Vestmoldtransgaz, принадлежащей румынскому национальному оператору Transgaz. Вручение стратегической отрасли государства под контроль именно румынским компаниям и инвесторам говорит о многом.
Тут будет уместным упомянуть и о том, что 4 сентября официально открыли акведук, проложенный по дну Прута от румынского уезда Яссы к молдавскому селу Мэкэрешть. Это тоже довольно значимое событие, которое является первым этапом в реализации долгосрочного проекта по строительству сети водопроводов для снабжения питьевой водой из Румынии северо-западных районов Молдовы.
Безусловно, все по-прежнему ожидают победы Украины в войне, которая позволит отодвинуть подальше от наших границ российские амбиции и задать другой порядок вещей во всём постсоветском регионе. Однако будем говорить откровенно, с каждым месяцем ожидания убедительной победы Киева в военном противостоянии с Москвой становятся всё менее обоснованными. Такая неопределенность вынуждает соседние страны, союзников Украины, да и в целом западные элиты задумываться над альтернативными вариантами выхода из сложившегося геополитического кризиса, которые могут быть не совсем приемлемы как для Киева, так и для всех стран нашего регионального пространства.
По всей видимости, в Кишинёве осознают, что европейская интеграция будет растянута во времени, и, скорее всего, не будет оказывать решающего влияния на региональные процессы, а дальнейший ход событий как раз будет зависеть от российско-украинского постконфликтного урегулирования, которое будет, так или иначе, конфигурироваться в рамках широкого диалога о европейской безопасности. По этой причине в Кишинёве, да и в Бухаресте приходят к осознанию, что двум странам как можно скорее необходим альтернативный интеграционный рывок, который бы вывел Молдову из зоны т.н. «геополитического компромисса».