Кристиан РУССУ
Обнажившиеся проблемы у кандидата правящей партии пока никак не мотивируют оппозиционных политиков вовлечься в борьбу на предстоящих выборах президента
События последних недель не придают наблюдателям оптимизма по поводу шансов на действительно интересную избирательную кампанию в Молдове с принципами состязательности и достойной конкуренции.
Казалось бы, специфика предстоящих выборов должна сподвигнуть оппозицию всех цветов и мастей к использованию протестных настроений в собственных политических интересах. Более благоприятных возможностей для роста новых и старых альтернативных лидеров может уже и не быть. Но пока остается с завистью наблюдать за пестротой и масштабом подобных событий в странах с устоявшимися демократическими ценностями и сожалеть, что жизненный цикл партийных проектов в нашей стране иногда короче мандата отдельных чиновников.
В любом случае осенние выборы подразумевают вынесение на всенародный суд вопроса о вотуме доверия власти со всеми вытекающими перспективами, которыми почему-то наша оппозиция воспользоваться не спешит. С точки зрения политтехнологов время для запуска конкурентоспособного PAS политического проекта в персональном исполнении уже катастрофически упущено, а мы до сих пор не видим никого, кто бы прямо обозначил свои президентские амбиции. Все потенциальные кандидаты продолжают заниматься либо институциализацией своих личных политических проектов, либо прощупывают почву на предмет возможной поддержки извне, словно внутренних ресурсов априори недостаточно.
Иногда складывается впечатление, что никакой президентской кампании в стране и вовсе не намечается, поскольку действия всех оппозиционных сил свидетельствуют о подготовке уже к парламентским выборам. Даже такие яркие персонажи в нашем политикуме, как Ренато Усатый, проявляют свой интерес к депутатскому, а не президентскому мандату. Об этом говорит попытка «Нашей партии» добиться в проведения досрочных выборов в парламент через проведение консультативного референдума. Да, Усатый сделал несколько громких медийных всплесков насчет махинаций на рынке энергоресурсов, апеллировал к лидерам PAS с требованиями роспуска парламента, но пока даже не подтвердил свое намерение годичной давности о вступлении в избирательную гонку.
Еще безынтереснее смотреть за действиями потенциальных кандидатов, не имеющих негативного политического шлейфа. Речь в данном случае о столичном генпримаре Ионе Чебане, который не может быть не осведомлен о благоприятствующем ему низком антирейтинге на фоне других политических фигур. Однако о своих президентских амбициях он говорить отказывается. Ранее объявленная война лидера MAN против PAS, намекающая на возможность его выхода на оперативный простор, в последние недели демонстративно скукожилась до отстаивания своих позиций исключительно в пределах Кишинева. Где бы не предъявлял мэр свои претензии центральным властям, будь то Страсбург или столичные перекрестки, все они сводятся к жалобам на препятствия деятельности на посту градоначальника. Более того, Чебан после визита в Бухарест и общения с тамошним премьер-министром Марчелом Чолаку вообще заявил, что у него не было намерений выдвигаться на пост главы государства, и это не изменили даже последние и очень комплиментарные ему данные социологических опросов. После таких признаний можно не сомневаться, что давление на градоначальника и его команду со стороны правящего режима, включая ресурс подконтрольной юстиции, существенно ослабнет.
Если от Чебана PAS по неофициальным каналам и было послано желаемое сообщение, то от его тезки – лидера Партии Развития и Объединения Молдовы (PDCM) – таких месседжей нет. Впрочем, и с объявлением о вступлении в избирательную гонку Ион Кику не спешит, что в нынешних обстоятельствах благоприятствует нынешнему президенту. Так, бывший премьер-министр спрогнозировал принятие членами PDCM решения о партийном кандидате лишь к июню, что опять же говорит о планах использовать президентскую кампанию лишь как трамплин для следующей, парламентской. Отсюда следует, что все нынешние колкие, но озвучиваемые в цивилизованной манере замечания Кику в адрес правящей партии и ее лидера не перерастут в настоящие удары с задействованием уличных методов борьбы.
Еще один потенциальный конкурент Майи Санду, способный заручиться поддержкой значительного сегмента электората, выступающего против геополитической риторики и за сбалансированные отношения с Западом и Востоком, тоже не спешит пока выйти за рамки своих стримов. Ирину Влах электорат по-прежнему наблюдает только в эфирах, а всерьез рассчитывать на поддержку представителя Гагаузии в национальном масштабе не приходиться. Исключением из этого правила, возможно, мог бы стать отстранённый с поста Генпрокурора Александр Стояногло, но его даже в медийном поле не видно. И опять же, дальше критики руководства страны Ирина Влах не идет, и это в то время, когда Майя Санду без видимых имиджевых потерь провела рейд на родину экс-башкана.
Последние телодвижения на правом фланге оппозиции тоже не вызывают особого интереса. 14 апреля «Партия перемен», Партия «Платформа Достоинство и правда», Коалиция за единство и благосостояние и Лига городов и сообществ анонсировали свой политический блок «Вместе». Однако кроме оглашения старта консультаций по «Пакту для Европы», практически повторяющем инициативу годичной давности Иона Чебана с его «Пактом Снагова для Молдовы», лидеры этого блока не отметились. Более того, вместо выдвижения из своих рядов в качестве кандидата на осенние выборы самого перспективного Игоря Мунтяну по итогу правые лишь намекнули, что спойлерить Майе Санду будет изрядно потрепанный в политических баталиях Александру Слусарь.
Еще в блок «конструктивной правой оппозиции» удалось заманить Октавиана Цыку, что полностью вписывается в их заявленную цель «гарантировать европейский курс Молдовы и нейтрализовать политические риски». После такого каминг-аута видного униониста на правом фланге единственным возмутителем спокойствия для PAS остался лидер партии «Демократия дома» Василе Костюк. Примечательно, что в президентуре даже не скрывают, что держат на кротком поводке сформированный блок правых сил и будут пытаться втянуть в него максимальное число проевропейских политиков путем подписания «Пакта для Европы».
В итоге, если не брать в расчет возможные сюрпризы с выдвижением единого кандидата от политических проектов, близких к Илану Шору, среди которых пока перспективней всех смотрится пожавшая руку Путину Евгения Гуцул, пока подтверждаются прогнозы о том, что единственным конкурентом лидеру PAS на выборах останется ее бывший соперник – Игорь Додон. Для президентуры, по правде говоря, это было бы идеальным вариантом и, может, поэтому именно для него так старательно расчищают дорогу во второй тур. Из двух политиков с самым высокими антирейтингами нам, судя по всему, осенью и придется выбирать.