Партия власти входит в электоральную гонку, сдвигаясь вправо и теряя своих наиболее ярких представителей
Антон ШВЕЦ, RTA:
Запланированные на начало осени парламентские выборы предсказуемо становятся ключевым фактором, определяющим внутриполитическую повестку Молдовы и действия пропрезидентской партии PAS, стремящейся сохранить доминирование в будущем созыве законодательного органа. Неубедительные итоги президентских выборов и кампании по референдуму о поправках в конституцию имеют отсроченный негативный эффект на электоральные перспективы нынешнего парламентского большинства.
Фракция PAS в высшем представительном органе крайне нерационально распоряжается полномочиями, фактически исключая из диалога и процесса принятия решений представителей парламентской оппозиции. Одиозные законодательные инициативы имплементируются в авторитарном режиме с игнорированием подходов и предложений остальных парламентских сил. Требования заслушать представителей правительства по любым актуальным сюжетам блокируются фракцией PAS, а попытки вынести вотумы недоверия представителям исполнительной власти из инструмента управления давно выродились в информационную технологию.
Партия власти фиксируют свой принципиальный отказ от взаимодействия с конкурентами и распределения ответственности, что в перспективе осложнит любые переговоры об организации коалиций, за исключением ситуативных. Хотя социологические опросы показывают минимальные шансы на 51 мандат PAS в будущем созыве парламента. Хуже того – выстроенная авторитарная система, основанная на доминировании фракции PAS в законодательном органе и символической фигуре Майи Санду в кресле президента, имеющей значительную поддержку со стороны бюрократии Европейского союза, не демонстрирует необходимой устойчивости, регулярно вовлекаясь в скандалы и проявляя некомпетентность и профнепригодность.
PAS ищет ответы на эти вызовы не посредством трансформации собственной платформы в сторону потребностей избирателей и государства или диалога с обществом и потенциальными политическими партнёрами, а через агрессивное медийное присутствие, финансовую консолидацию на основе сомнительных схем, а также вытеснение любых элементов, которые могли бы в потенциале выступить в качестве внутренней фронды режиму. Вероника Драгалин, бывшая глава прокуратуры антикоррупции и дочь одного из главных спонсоров партии власти, обеспечивавшего коммуникацию и поддержку по линии демократической партии США, путём политико-правовых манипуляций была лишена поста и фактически выдворена с территории Молдовы. Теперь между ней и командой Майи Санду, некогда продвинувшей её на должность без соблюдения всех законных процедур, идёт холодный конфликт, грозящий перерасти в медийную битву и войну компроматов, что негативно скажется на рейтингах власти.
В апреле партия власти разругалась с одним из своих ярчайших представителей – депутатом Олесей Стамате (была 12 в списке PAS на выборах 2021 года, работала министром юстиции и президентским советником по юридическим вопросам). Ещё в начале прошлого года она покинула пост председателя комиссии парламента по юридическим вопросам, назначениям и иммунитету. Тогда Олеся Стамате называла себя частью команды людей, которые стремятся
«построить систему правосудия в интересах гражданина, в интересах государства, но не в интересах коррупционеров, преступников и лоббистов», но при этом благодарила всех членов комиссии независимо от политической окраски. Очевидно, что она уже тогда считала, что отдельные решения PAS не были юридически безупречными, а де-факто прекращение любого зрелого диалога нарушало демократический баланс в стране.
Впоследствии эта позиция проявлялась в практических действиях – отказе от активной агитации на референдуме или от голосования по отдельным инициативам режима, включая слияние прокуратур по борьбе с преступностью. Олеся Стамате никогда открыто не критиковала своих коллег, однако проявляла принципиальность и широту взглядов при голосовании за те или иные законопроекты, разумно объясняя свою позицию в средствах массовой информации. Видимо, подобные шаги стали напрягать партийное руководство, поспешившее избавиться от неё, попутно повесив на неё скандал с освобождением лиц, которые должны были отбывать пожизненные сроки. Игорь Гросу и прочие, таким образом, решили сразу две задачи – найти крайнего в очередном позорном эпизоде молдавской юстиции и системы госуправления в целом и попутно разобраться с неугодным однопартийцем, которая проявляла принципиальность, чем завоёвывала личные симпатии граждан. Олесю Стамате изгнали из фракции PAS и призывают сложить депутатский мандат.
Ранее партия власти «очистилась» по правительственному направлению – министерские посты покинули Андрей Спыну, Дмитрий Алайба и Виктор Парликов. Если первые двое попросту не справились со своими обязанностями и стали объектами постоянной критики со стороны оппозиции, что негативно сказывалось на рейтинге власти, то бывший министр энергетики не нашёл общего языка с премьер-министром Дорином Речаном и уже заявил о своих политических амбициях:
«Если ты слишком умён, чтобы заниматься политикой, то тобой будут править люди глупее, чем ты». В этой фразе легко считывается прямой вызов правящей в Молдове команде.
PAS находится в режиме укрепления партийной дисциплины, когда любое инакомыслие может стать поводом для исключения из числа «хороших людей». Партия сформировала классический авторитарный стиль управления, при котором нарушения субординации, частные мнения и инициативы более не являются приемлемыми. Вероятно, партийное руководство рассматривает эту трансформацию в качестве предохранительного механизма, позволяющего избежать новых скандалов и политических кризисов.
Однако на практике изменения отражают панические настроения, проистекающие из снижения рейтингов и отсутствия реальной стратегии набора недостающих электоральных баллов. PAS вырождается в бюрократизированную, неповоротливую и антидемократическую структуру, что неизбежно ограничивает её политический потенциал и делает её крайне уязвимой для критики. Сюжет отчётливо напоминает состоянии партии коммунистов РМ перед апрельскими событиями 2009 года. И хотя эта деградация теперь вполне соответствует современным удручающим трендам в Европейском союзе и абсолютно точно не станет предлогом для сокращения поддержки со стороны Брюсселя, происходящее может очень не понравиться избирателям, которые уже в сентябре скажут своё веское слово.