Молдова подошла к очередной годовщине провозглашения независимости под жестким давлением геополитических титанов. Что дальше?
Сегодня Республика Молдова отмечает 28 лет со дня принятия Декларации о независимости. Прошедший год для страны стал знаковым: РМ пережила парламентские выборы и даже избавилась от гнета Демократической партии Влада Плахотнюка. Казалось, что изгнание одиозного олигарха и появление «двуглавой» коалиции ACUM и ПСРМ завершит многолетний раскол общества и станет отправной точкой новой истории Молдовы.
Реальность как всегда разочаровала. Последствия «антиолигархической революции», которая должна была «перезагрузить» Молдову, пока что декоративные. При этом болезни, терзавшие РМ при Плахотнюке — раскол населения по геополитическому признаку, бесконечный популизм, отсутствие реформ — никуда не делись.
Их симптомы ярко проявились во время недавнего приезда министра обороны РФ Сергея Шойгу. Визит российского чиновника привел к крупному политическому кризису с участием правительства и аппарата президента, которые никак не могли выяснить степень «официальности» визита Сергея Шойгу. В итоге глава оборонного ведомства России все же посетил Молдову и встретился с Игорем Додоном, озвучив нашумевшую инициативу об утилизации российских боеприпасов на складах в Колбасном. Впрочем, скандал не закончился даже с отбытием Шойгу: премьер Майя Санду пообещала внимательно «проанализировать последствия» визита российского министра.
Скандал вокруг высокопоставленного чиновника РФ в Молдове случается не впервой, а вот условия, в которых он произошел, заставляют задуматься. Сейчас Молдова находится в условиях беспрецедентного внимания со стороны внешних игроков. И подобные тесты на зрелость, которые легко приводят к стрессу всей политической системы страны, приходится сдавать почти каждую неделю. Так, через несколько дней в страну прибудет уже представитель США — советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Приезд американского эмиссара столь высокого ранга сразу после визита Шойгу едва ли можно счесть простым совпадением. Многие эксперты усматривают в этом своеобразное заочное соревнование США и России за влияние на новую молдавскую власть.
Помимо Москвы и Вашингтона не стоит забывать и о Брюсселе, который крепко взялся за Молдову после свержения Плахотнюка. Европейский союз всеми силами пытается «реанимировать» застопорившийся при прошлом режиме процесс евроинтеграции. При этом, опекая Кишинев, ЕС не стесняется манипулировать денежной помощью, которая сейчас нужна Молдове как воздух, четко увязывая ее выделение внедрением реформ.
РМ, оказавшись под плотным прессом интересов международных игроков, пока совсем не справляется. Деолигархизация застопорилась, и новой власти явно не хватает идей, как справиться с нарастающим кризисом в экономике. Комплекс «неоправданных надежд» благоприятствует «трениям» в самой правящей коалиции. Не проходит и дня без провокационных выпадов в адрес друг друга из того или иного ее крыла. В отсутствие реальных успехов на внутренней арене власть не придумала ничего лучше, как обратиться к проверенным рецептам своих предшественников. С каждым днем геополитика в риторике молдавских чиновников играет все большую роль, а вопросы «с кем и в какой степени дружить Молдове» вновь оказываются в центре внимания, что доказал недавний визит Шойгу.
Балансируя между ожиданиями общественности, влиянием геополитических игроков и собственными национальными интересами, Молдова едва удерживает хрупкое равновесие, которое буквально «продавили» в июне три столицы. Чтобы сохранять иллюзию единства, правящей коалиции приходится изобретать самые разные и порой нелепые шаги, например, раздельно возлагать цветы к разным памятникам в день независимости. Такие решения можно считать оригинальными, хотя со стороны все больше заметно, что единственное, что реально удерживает вместе Игоря Додона и Майю Санду — это необходимость быть хорошими для всех, нравиться и «вашим, и нашим».
Само по себе умение дружить со всеми для бывших советских республик Восточной Европы всегда считалось благом. Ведь логично, что лучше торговать и с Европой, и с Россией, оставаться в центре финансовых потоков и обеспечивать транзит товаров и услуг. На деле дружить со всеми одинаково не получилось ни у кого. Беларусь, Украина, страны Прибалтики — все рано или поздно сделали однозначный выбор с кем быть. Молдова не осталась в стороне и уже с 2014 года ассоциирована с Европейским союзом.
Однако у Молдовы есть свои особые обстоятельства. Это и непризнанное Приднестровье с пророссийски настроенным населением, Оперативной группой войск РФ и огромными складами боеприпасов, и многотысячная армия трудовых мигрантов на заработках в России. А еще у Молдовы нет и не может быть никаких геополитических амбиций, в отличие от той же Украины и Беларуси. Поэтому именно Кишинев мог бы научиться жить со всеми в ладу, но вышло так, что именно Молдова как ножом разделена пополам по геополитическому признаку.
В этих условиях попытки выглядеть единым целым у молдавской власти социалистов и правых выглядят нелепо. Тем не менее, настоящая угроза для стабильности страны кроется совсем в другом: молдавская политика как никогда далека от реальных чаяний народа, а нынешние флаги «деолигархизации» на самом деле не искренняя цель Санду, Нэстасе, Игоря Додона и вообще кого-либо, а едва ли не единственный предлог, который сумел их объединить.
Жителям Молдовы на самом деле не нужны громкие посадки и лица Плахотнюка, Шора и других «плохишей» за решеткой: это сработает лишь как временная отдушина. Молдавским гражданам нужно, чтобы украденный миллиард вернулся в страну и помог залатать дыры в бюджете. Им нужно, чтобы европейская финансовая помощь не приводила к росту тарифов на коммунальные услуги. Молдаванам не нужно, чтобы амнистия для трудовых мигрантов в России бывала не раз в пять лет «под выборы». Им нужна работа дома и законное цивилизованное трудоустройство за рубежом.
Молдавская власть мыслит категориями дружбы с Россией, дружбы с Европой, обязательств перед международными партнерами, понятиями «унионизма» и «молдовенизма», европейского и «срединного» пути, празднованием победы над фашизмом и скорбью по жертвам политическим репрессий.
А должна мыслить только одним — благополучием собственного народа. Пока «миры», в которых живет власть и общество не пересекаются, никакое равновесие и стабильность в стране не сможет быть долговременными. Колоссу на глиняных ногах всегда суждено рухнуть, особенно, когда на него давят геополитические игроки. Треугольник США-ЕС-Россия помог Кишиневу избавиться от Плахотнюка — но он же может погубить страну, если новая власть не посчитает нужным, наконец, обратить свой взор на реальные чаяния народа.