Международные игроки все более откровенны в своих желаниях сместить установившийся в конце прошлого года политический режим в Молдове
Новый 2020 год, скорее всего, будет непростым для Молдовы в плане международных отношений с основными партнерами по развитию. Судя по поступающим сигналам, они начали поэтапно сворачивать проектную деятельность и помощь нынешним молдавским властям. Не зря основные «
донорские надежды» правительство Игоря Додона связывает в большинстве своем только с Москвой.
Партнеры Кишинева все более отчетливо начинают рассматривать общую ситуацию в Молдове и перспективы дальнейшего взаимодействия с властями страны под электоральным углом. В первую очередь, конечно, в контексте намеченных на конец года президентских выборов. Совершенно очевидно, что все внутриполитические процессы, а также имеющиеся в распоряжении основных игроков ресурсы будут брошены на борьбу за кресло главы государства. Несмотря на абсолютно ничего не значащий с точки зрения должностных функций президентский пост, состязание за него приобретает традиционный для Молдовы геополитический окрас. Символическая, но от того не менее важная задача для всех проевропейских сил — смещение «пророссийского» Игоря Додона и дальнейшее политическое «освобождение» страны.
Первым, кто уже запустил процесс переосмысления и ужесточения взаимоотношений с Кишиневом, по всей видимости, является Брюссель. В конце минувшего года глава Делегации ЕС в Молдове Петер Михалко дал развернутое
интервью одному из молдавских изданий. В нем он достаточно жестко и акцентировано указал на принципиальные для Брюсселя моменты, а также обозначил условия для продолжения макрофинансовой помощи со стороны Европейского союза.
Между тем, наиболее активным инициатором изменений в позиции Евросоюза выступает Румыния, которая уже открыто выражает недовольство и обеспокоенность сложившейся в соседнем государстве ситуацией. Следует напомнить, что в конце 2019 года, выступая перед министрами иностранных дел ЕС, глава румынской дипломатии Богдан Ауреску уже предлагал установить внешний надзор за деятельностью нового правительства Молдовы, а самому Кишиневу рекомендовал не ожидать большой помощи от Бухареста.
Жесткая линия Бухареста по отношению к новым властям РМ продолжилась и в текущем году. Находящийся на этой неделе с рабочим визитом в Брюсселе румынский премьер-министр Людовик Орбан весьма
откровенно заявил руководству ЕС, что все произошедшее в Молдове представляет собой «деволюцию, вызывающую беспокойство». В связи с этим, по его словам, Бухарест не может считать действующее молдавское правительство серьезным партнером. Одновременно с этим Орбан призвал европейского комиссара по расширению, а также других чиновников ЕС предельно внимательно следить за происходящим в Молдове и реагировать соответствующим образом, если обязательства страны перед Евросоюзом не будут соблюдаться.
Первые кадровые рокировки, обоснованные необходимостью более пристального внимания со стороны Брюсселя к общемолдавскому контексту, произошли, как ни странно, на приднестровском направлении. Опытного европейского политика Франко Фраттини на должности специального представителя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию сменил австрийский дипломат Томас Майер-Хартинг. Он далеко не новичок в переговорном процессе — известно, что Майер-Хартинг несколько лет представлял ЕС в формате «5+2». И в отличие от своего предшественника, мыслящего зачастую более масштабными категориями, он, по всей видимости, гораздо лучше ориентируется в специфике внутренней политики Молдовы.
Не менее значимой во всех этих раскладах является позиция Киева в отношении своего молдавского соседа. Здесь также произошло знаковое кадровое решение — как стало известно в конце прошлого года, президент Украины подписал указ о назначении послом в Молдове Марка Шевченко. Исходя из биографических данных, украинский дипломат уже имеет опыт работы в Молдове. И, судя по общему характеру его политических взглядов, можно сделать вывод о том, что он будет транслировать достаточно жесткую и непримиримую позицию Киева в отношении как внутренней, так и внешней политики Кишинева.
Вне всяких сомнений, нынешнее руководство Молдовы в этом году ждут непростые испытания, поскольку вокруг страны формируется достаточно сложная и местами даже агрессивная среда, а западные партнеры Кишинева уже даже и не пытаются скрывать свои истинные мотивы. Поэтому не будет преувеличением сказать, что текущий год во многом станет решающим для дальнейшей судьбы государства как минимум на среднесрочную перспективу.