Главная сенсация воскресного голосования — победа оппозиционного кандидата Майи Санду, которая автоматически становится фаворитом второго тура президентских выборов. Однако, шансы на успех сохраняет и действующий президент Игорь Додон
1 ноября в Молдове состоялись президентские выборы, главной сенсацией которых стало первое место кандидата от оппозиции Майи Санду, набравшей 36% голосов. За действующего главу государства Игорь Додона проголосовало 33% избирателей. Теперь республику ждет второй тур выборов через две недели.
Как и ожидалось, общая явка по стране оказалась ниже в сравнении с выборами 2016 года, составив около 43%. Политическая апатия и сложная эпидемиологическая ситуация стали, пожалуй, главными причинами сниженного интереса к выборам в первом туре. В то же время молдавская диаспора в странах Европейского союза напротив продемонстрировала куда большую мотивацию и сплоченность, практически утроив явку по сравнению с 2016 годом. По мнению экспертов, именно зарубежные избиратели, которые традиционно отдают предпочтение прозападным политикам в Кишиневе, стали одним из решающих факторов промежуточной победы Майи Санду.
Самым скандальным эпизодом первого тура стало голосование граждан Молдовы, проживающих на левом берегу Днестра. Основной эпицентр анонсированных комбатантами акций по противодействию «краже выборов» стало село Варница, где имели место несколько резонансных ситуаций с перекрытием автотрассы. В целом же участие жителей приднестровского региона было не столь высоким и составило около 15 тысяч. Сложно оценить, насколько эффективно сработал защитный рефлекс молдавских ветеранов войны 1992 года в отношении итоговых результатов выборов, но то, что тираспольская администрация развернет все произошедшее против Кишинева, сомневаться не приходится.
Главное, чего не смогли предугадать ни социологи, ни эксперты — неожиданно слабые показатели действующего президента, который практически по всем опросам должен был занимать первую позицию. Таким образом, обобщенный итог первого тура — это чувствительное поражение власти и одновременно победа оппозиции, представители которой в сумме набрали значительно больше голосов избирателей.
До второго тура Молдову ожидают две непростые недели, которые, по всей видимости, будут проходить гораздо живее. Над избирательным штабом Игоря Додона будет довлеть моральное поражение, в то время как основной оппонент, скорее всего, попытается перехватить инициативу и продолжит свою кампанию с позиции лидера гонки. Тем не менее, в целом ситуация выглядит далеко неоднозначно, и шансы прийти первым к финишу сохраняются у обоих кандидатов.
По-прежнему большое значение будет иметь мобилизация лояльного электората, в чем Майе Санду удалось преуспеть в первом туре. Известно, что немалое число граждан, включая не определившихся, традиционно отдают предпочтение голосованию именно во втором решающем туре, поэтому 15 ноября стоит ожидать более высокого участия в голосовании. С другой стороны, откровенно плохая организация голосования диаспоры (многие представители которой были вынуждены отстоять большую очередь, прежде чем попасть на участки) может потенциально снизить явку на зарубежных участках 15 ноября.
Основной интригой второго тура является вопрос, каким образом распределятся голоса оставшихся позади кандидатов, и кто именно, Санду или Додон, сможет переманить на свою сторону необходимое количество голосующих.
Одним из открытий этих выборов стал Ренато Усатый, пришедший к финишу третьим с результатом около 17%. По итогам голосования можно говорить о том, что мэр Бельц утвердил себя в качестве основного соперника Игоря Додона на левом фланге. Поэтому, в случае проведения досрочных парламентских выборов, с высокой степенью вероятности они принесут существенные электоральные потери Партии социалистов. В период избирательной кампании Ренато Усатый постарался замкнуть на себе максимальное число антисистемного и протестного электората, который, скорее всего, будет склонен либо проигнорировать второй тур, либо поддержать оппозиционно настроенную Майю Санду.
Вышедшая на четвертое место Виолетта Иванов, набравшая 6,5%, пожалуй, может стать одним из ключевых «доноров» для Игоря Додона. Как уже отмечалось ранее, между лидером одноименной партии Иланом Шором и социалистами намечается определенный компромисс, в результате чего можно ожидать перестановки в структуре парламентского большинства. Вместе с тем, репутационная специфика Шора осложняет возможность открытой переброски избирателей в актив Игоря Додона. Поэтому публичная позиция Виолетты Иванов перед вторым туром будет, скорее всего, предельно взвешенной.
Весьма скромные результаты кандидатов от правых и унионистских партий, которые в сумме набрали около 8%, конечно же, представляют интерес исключительно для избирательного штаба Майи Санду. Теперь она должна проявить максимум гибкости и таланта, чтобы консолидировать эти голоса вокруг своей персоны, не растеряв других своих сторонников. При этом тут можно ожидать сюрпризы, поскольку вероятный трансфер избирателей в пользу лидера первого тура может быть обусловлен оригинальными требованиями со стороны экс-кандидатов.
Несмотря на то, что после первого этапа схватки за президентское кресло произошла смена фаворитов, незначительный разрыв между ключевыми соперниками говорит об отсутствии явного преимущества у кого-либо из них. В голосовании 15 ноября все еще слишком много неизвестных переменных, способных радикальным образом повлиять на исход всей гонки. В то же время итоги первого раунда должны в первую очередь дать пищу для размышлений именно команде действующего президента, который, очевидно, существенно не «добрал» голосов. Теперь штабу Игоря Додона придется серьезно поломать голову над тем, как переломить последние негативные тенденции и обернуть ход президентских выборов в свою пользу.