Владимир РОТАРЬ
На фоне тактической борьбы власти и оппозиции, которые пытаются не попасть в ловко расставленные друг другу ловушки, процесс организации досрочных выборов в парламент Молдовы может затянуться
Досрочные выборы в парламент постепенно становятся «альфой и омегой» общественно-политической жизни Молдовы в этом году. О необходимости их проведения говорили еще в ходе президентской кампании, в том числе и оба ключевых кандидата на пост главы государства. Действительно, аргументов за организацию внеочередного голосования более чем достаточно — нынешний состав главного законодательного органа страны в известной мере скомпрометировал себя несостоятельными коалиционными конфигурациями и массовыми депутатскими миграциями. Не стоит также забывать и о том, что собран он был по «плахотнюковской», смешанной избирательной системе.
Формально все крупные политические силы, представленные в парламенте, идею организации досрочных выборов поддерживают. Об этом говорила и президент Майя Санду после консультаций с парламентскими фракциями. «Все формирования выступают за проведение досрочных парламентских выборов. Одни хотят, чтобы это произошло как можно скорее, другие считают, что выборы нужно провести позже. Но абсолютно все парламентские фракции согласны с тем, что этот парламент надо распустить, и граждане должны избрать новый законодательный орган, который будет их представлять», — заявляла тогда Санду.
На деле же ситуация с тех пор не сдвинулась ни на йоту. Главная проблема в том, что законных оснований для роспуска нынешних народных избранников не так уж много, если только, конечно, не прибегать к неконституционным методам (например, помощи улицы, на что, вероятно, оппозиция пока не станет идти). Это дисфункциональность парламента в течение 90 дней или двукратное неутверждение выдвинутой кандидатуры на пост премьер-министра в течение 45 дней. Последний способ, кажется, наиболее быстрым и простым, потому от Майи Санду еще с декабрьских консультаций ждут имени претендента на должность главы кабмина.
Тем не менее, молдавский лидер совсем не торопится идти на этот шаг, пытаясь найти альтернативные способы. Так, представители PAS подали в Конституционный суд (который стал своеобразной палочкой-выручалочкой в борьбе с правящим большинством) запрос с просьбой уточнить, существует ли механизм для самостоятельного роспуска молдавских законодателей. По идее, ответ очевиден — ведь есть решение КС от 1993 года, в котором указано, что парламент не может самораспуститься простым принятием соответствующего закона. Впрочем, суду не впервой идти на извращение основного закона страны.
Пока что, судя по заявлениям главы государства, самороспуск является приоритетным сценарием, а если его не получится реализовать, тогда будут предприняты некие другие шаги. При этом не совсем понятно, когда именно КС собирается рассмотреть данный запрос, поскольку, как минимум, в январской повестке работы учреждения его нет.
Таким образом, приходится признать, что новому президенту не удалось быстро «продавить» вопрос с досрочными выборами, а процесс их организации постепенно затягивается, отодвигая потенциальные сроки, по крайней мере, до летнего сезона. Вместе с тем и сама Санду по всей видимости отказалась от тактики «кавалерийского наскока», боясь попасть в расставленные ее политическими оппонентами ловушки.
Опасения президента понятны. Ситуативная коалиция ПСРМ — «За Молдову» вроде бы распалась (возможно, под массой непомерных амбиций некоторых ее членов), однако существует и мнение, что это лишь тактическая уловка. Это означает, что выдвижение кандидатуры, даже самой «непроходной» (недавно Ренато Усатый предлагал на эту роль себя) на пост премьера может получить неожиданную поддержку этого фактического большинства. Последнему таким образом удастся с одной стороны несколько оттянуть досрочные выборы, а с другой — переложить ответственность за тяжелую ситуацию в стране на президента и выдвинутого Санду премьера, которые несомненно окажутся под прицелом масштабной критики социалистов и парламентской группы «Шор». Что, естественно, будет крайне полезно для изменения предвыборных раскладов в свою пользу.
Очевидно, что Майя Санду не намерена разыгрывать карту досрочных выборов по правилам, установленным ее противниками, и пытается найти иные варианты, одновременно готовясь к игре «вдолгую». Об этом косвенно свидетельствует и ее запрос в Конституционный суд относительно расширения полномочий и.о. премьера Аурелиу Чокоя, который встал на сторону нового главы государства. «Правительство даже в отставке должно обеспечивать управление страной до назначения следующего кабинета министров. Это означает возможность проводить перестановки, освобождать и назначать высокопоставленных лиц и государственных служащих при определенных условиях, доступ к фондам в определенных конституционных пределах», — утверждает Санду.
«Минное поле», разложенное противниками перед правлением нового главы государства, значительно сковывает ее действия, максимально сужая пространство для маневра и заставляя искать нетривиальные способы решения актуальных политических задач. В то же время, пытаясь увернуться от заготовленных «капканов» президент идет на серьезный риск. В конце концов, она сама всю предвыборную кампанию говорила о необходимости досрочных выборов, создав у общества вполне ясные ожидания на этот счет. Теперь любая проволочка будет просто не понята населением, которое устало от политических игр и ждет четких и решительных действий.
Майя Санду попыталась объяснить свои действием тем, что выдвижение любого кандидата на пост премьер-министра страны откладывает проведение досрочных парламентских выборов: «Мы все понимаем, что Молдове необходимо серьезное правительство для решения больших проблем, стоящих перед обществом и гражданами. Огромной проблемой является отсутствие здоровой поддержки для такого правительства со стороны большинства, а выдвижение любого кандидата на пост премьер-министра сейчас приведет к отсрочке досрочных выборов, и я подозреваю, что этого не хотят даже те, кто выступал с этими предложениями».
Но по Конституции президент, так или иначе, обязан предложить кандидатуру на должность главы кабмина. Да, там не прописаны конкретные сроки, что и дает Санду определенные возможности временно игнорировать существующие правовые установки. Однако для президента, который своими базовыми принципами объявил борьбу с коррупцией и неукоснительное следование букве закона, попытки в первые же недели обойти положения Основного закона, пусть даже и в благих интересах — в любом случае не слишком вдохновляющий старт.