Семен АЛБУ
Судя по всему, у Молдовы больше нет шансов даже претендовать на членство в Европейском союзе без полноценного инкорпорирования в евроатлантический военный периметр. Но почему?
Чем дальше, тем больше внутримолдавских дел и проблем отдаются на откуп зарубежным партнерам. В то же время политика правящего режима скукожилась до трех основных точек. Первая – это охрана собственной власти. Здесь все понятно: уничтожение любой реальной оппозиции, закрытие нелояльных СМИ, насильственный захват системы юстиции. Глядя на то, как при этом попираются все демократические нормы и принципы, даже позволявший себе всякое Плахотнюк наверняка воскликнул бы «а что, так можно было?». Ну, если ты «богоизбранный проевропейский хороший человек», то тебе, видимо, можно все.
Впрочем, эта тема для отдельного разговора. Пока же обратим внимание на два других «кита» режима – евроинтеграция и милитаризация. Которые, при все своей разности, протекают параллельно, а я еще скажу – что и взаимосвязано.
Пока все зачищенное медиаполе страны бурлит новостями о дурацком митинге за Европу на центральной площади Кишинева и последующей за ним сходке т.н. «Европейского политического сообщества», тихо-мирно продолжается впрыскивание денег в наш оборонный сектор. Так Совет министров иностранных дел ЕС одобрил решение дать Молдове новый транш военной помощи в 40 млн. евро (в прошлом году мы получали от Брюсселя аналогичную сумму). Еще недавно мы тратили такие деньги на оборону за год. И это ведь только один канал поддержки, а средства идут отовсюду, в том числе напрямую от партнеров вроде США, Румынии, Германии и т.д.
Мы и сами сильно (почти на 70%) увеличили «военную долю» в бюджете, которая составила в этом году очень нехилые 87 млн. долларов. Для нашей страны – большущие деньги, но что поделать, когда один радар противовоздушной обороны, который кровь из носу понадобилось закупить правительству, стоит почти 15 млн.
Однако даже такой повышенный уровень финансирования смотрится бледно на фоне поистине наполеоновских планов властей по реформированию отечественных вооруженных сил. Недаром вспомнили про проект «Армия-2030», который приняли несколько лет назад. Согласному нему, Молдова должна избавиться от устаревших советских вооружений и иметь модернизированную армию, соответствующую международным (понятное дело, натовским) стандартам. А для этого потребуются ежегодные вливания на сумму не менее 5 млрд. (!) леев или около 250 млн. евро.
Очевидно, что, даже вытягивая из себя последние жилы, такой уровень расходов мы не тянем. Вот и вынуждена Майя Санду и ее подельники постоянно выклянчивать центы на оборону у международных партнеров. Те, как видим, готовы что-то давать – но отнюдь не всегда даром, да и основная тяжесть все равно падает на плечи наших налогоплательщиков. Ведь тот же французский радар будет куплен за счет бюджета, из него же оплатят и строительство «современной военной базы по европейским стандартам» близ Кишинева (тоже, конечно, крайне своевременная трата).
В итоге: страна в глубочайшем кризисе, долги государства растут не по дням, а по часам, ширится бедность, население убывает самыми высокими темпами на континенте. А власти, как будто этого не замечая, делают упор на оборону, обсуждают поставки в молдавскую армию всяческих вооружений, включая помимо элементов ПРО беспилотные аппараты, вертолеты, стрелковое оружие, военную технику, артиллерийские системы и т.д. Возникает закономерный вопрос: почему?
О том, что нынешняя ускоряющаяся милитаризация страны может быть предвестником войны на Днестре, я и мои коллеги писали неоднократно. Но есть и другая версия, которая, впрочем, первой особо не противоречит.
Итак, что у нас есть альфа и омега для партии власти? Само собой евроинтеграция. Как ожидается, в этом году откроются переговоры о вступлении Молдовы в Европейский союз. Власть видит республику членом ЕС уже в 2030 году. Для этого потребуется выполнить целую прорву рекомендаций и условий, чтобы подвести страну к европейским стандартам.
По идее, оборонный сектор остается личным делом каждой страны-члена (или кандидата) в Евросоюз и по нему никаких требований как бы нет. Но так было раньше. Сейчас же мы видим, как меняется модель взаимоотношений между ЕС и НАТО. Одним из последствий украинского конфликта оказалась десуверенизация Европы, которая многократно усилила свою зависимость от США, особенно в военном плане. И это чуть ли не прямым текстом проговаривается в совместной декларации о сотрудничестве, подписанной с одной стороны главами Европейского совета и Еврокомиссии, а с другой – Генсеком НАТО. Фактически происходит сращивание двух организаций в профильной для НАТО сфере – безопасности и обороны.
Можно, конечно, возразить, что не все члены ЕС входят в НАТО. На первый взгляд, это так. До 24 февраля прошлого года сразу шесть государств Союза существовали вне Альянса: это Финляндия, Швеция, Ирландия, Кипр, Австрия и Мальта. Все они исповедовали нейтралитет, прямо как Молдова. Но этот статус в большинстве случаев очень условный, что и проявилось за последний год. Ведь те же Финляндия и Швеция моментально захотели в НАТО после российского вторжения (хотя им никто и не угрожал): первая уже там, у второй пока разногласия с Турцией, но в перспективе Стокгольм наверняка поприветствуют в рядах Альянса. В Ирландии тоже собираются провести консультации с общественностью на тему отказа от нейтралитета и присоединения к НАТО. Тем более эта страна, как и Австрия с Мальтой (где тоже нейтралитет становится потихоньку дискуссионным вопросом), принимает участие в программе блока «Партнерство ради мира». Несколько сложнее с Кипром, у которого терки с все той же Турцией по теме северной части острова. Но и эта страна, например, предоставляет место для военных баз Великобритании – вполне себе влиятельного члена НАТО.
Как видим, «эпоха европейских нейтралитетов» подходит к концу. Причем это можно наблюдать в прямом эфире и на примере собственно нашей страны, которую тоже толкают к отказу от нейтрального статуса. Всех в Европе «собирают до кучи», чтобы каждый член ЕС (и те, кто туда стремятся) вносил свой вклад в обеспечение коллективной безопасности (увеличивая расходы до платиновых натовских 2% от ВВП) и посильно участвовал в геополитических конфликтах, которые ведет Запад. Причем делаться это само собой будет только лишь через НАТО. Все идеи о единой европейской армии и самостоятельной защите границ видимо окончательно канули в Лету.
Вот и получается, что если Молдова хочет в ЕС – ей придется в любом случае заняться своим оборонным сектором и вливать туда последние деньги, коль уж мы на передовой борьбы с «российским агрессором». Отсюда и все эти вояжи высокопоставленных западных военных в нашу страну, и участие министра обороны Носатого в «Рамштайнах» и мероприятиях НАТО, и включение в проект ЕС по военной мобильности, и отправки молдавских контингентов на натовские учения. Вот, к примеру, несколько дней назад под руководством США стартовали крупнейшие учения Defender-23, которые продлятся почти два месяца. Для этих тренировок в Европу перебросили рекордное количество бронетехники и другого оружия. Как вы думаете, пригласили ли Молдову поучаствовать в этом действе? Ответ, разумеется, утвердительный.
Было бы, конечно, честно со стороны власти рассказать правду населению о том, что прописано мелкими буквами в «контракте о евроинтеграции». Но этого естественно никогда будет. Забавно, что до вступления в ЕС нам еще очень далеко, а в конфликт на стороне Запада мы уже вовлеклись. Ну, там антироссийские санкции, отказ от энергоресурсов из РФ и т.д. И все это уже аукнулось ущербом как государству в целом, так и финансовыми обременениями для почти каждого жителя страны. А ведь это только начало…