Сергей ЧЕБАН
Осенние местные выборы, равно как и электоральные циклы 2024-2025 годов, проявят реальный потенциал прозападного и провосточного влияния в стране, а также возможные варианты геополитической судьбы Молдовы
До местных выборов, назначенных на ноябрь, остаётся совсем немного времени. Поэтому в ближайшие недели ожидается более серьёзная предвыборная развёртка избирательных штабов, агитационная кампания, а также официальное выдвижение кандидатов в мэры городов и депутаты местных советов. На этот раз голосование возведено в особый внутриполитический статус, поскольку рассматривается в качестве важного пролога к президентским (2024 год), а затем и к парламентским выборам (2025 год).
К электоральному забегу готовятся более полусотни политических партий, поскольку результаты последующих национальных кампаний находятся в прямой зависимости от того, под чьим контролем окажутся местные органы власти. Особое внимание ведущие политические силы, конечно, уделяют Кишинёву, однако не менее серьёзная борьба развернётся и за другие крупные города республики – Бельцы, Кагул, Сороки, Комрат и т.д.
Хотелось бы верить, что, делая осознанный выбор, наш избиратель будет ориентироваться в первую очередь на социально-экономические критерии. Вместо этого, однако, как и в прошлые десятилетия именно геополитика правит бал в стране. По этой причине абсолютно все выборы у нас раскалываются по внешнеполитическому вектору, а в обществе обостряется поляризация политических настроений и взглядов. Так что можно говорить о том, что основная электоральная схватка произойдёт между двумя условными политическими лагерями – прозападным и провосточным.
Первый готовится удержать избирателя в своей геополитической рамке и ни при каких обстоятельствах не дать развернуть или притормозить курс республики на евроатлантическую интеграцию. В этом ему должен помочь Запад, от которого вскоре наверняка последует дополнительная ресурсная поддержка, а также более или менее чёткие позитивные сигналы по поводу европейских перспектив Молдовы.
Самой же PAS ещё до выборов нужно начинать преодолевать свои партийные комплексы и готовиться к тому, что властью придётся делиться. Для этого надо отказаться от политического эгоизма и стараться наладить диалог с будущими потенциальными партнёрами по проевропейской коалиции. Итоги ноябрьских выборов дадут партии власти все возможности проявить себя на муниципальном уровне в плане поиска общего языка и компромиссов с другими проевропейскими силами.
Предыдущие местные выборы PAS проводила, будучи в оппозиции, поэтому и сегодня не располагает достаточной поддержкой на местах. Вероятнее всего, правящая партия будет стремиться улучшить свой результат 2019 года и обеспечить себе более или менее комфортное положение на местах, прежде всего за счёт использования административного ресурса. Его, вероятно, уже задействуют на полную катушку, судя по числу обвинений, звучащих не только со стороны левой оппозиции, но и соратников по прозападному лагерю.
Разочаровавшиеся в PAS избиратели явно сделают ставку на другие проевропейские проекты. Такой электоральный толчок растущим партиям должен стать поводом для переосмысления своих предвыборных программ. Хорошим решением было бы сосредоточиться не на постоянной критике власти, а как раз на развитии поствыборного успеха и усилении связей с проевропейским избирателем. Это необходимо для того, чтобы перехватить добрую часть электората, которая, так или иначе, будет выпадать из «жёлтой копилки».
В провосточном (пророссийском) лагере тоже идёт тщательная подготовка к осени. Однако с учётом ощутимого снижения уровня поддержки России среди населения вполне ожидаемо, что московские политтехнологи скорректировали долгосрочную предвыборную стратегию и уже запускают квазипроевропейские проекты, чтобы совокупный результат на местных выборах смог приблизиться, как минимум, к 50% планке.
С другой стороны, при всей текущей активности главную ставку Кремль делает всё же на парламентские выборы. План «максимум» – добиться такого результата, который вынудит проевропейские силы договариваться с Москвой через её политических марионеток. План «минимум» – не дать прозападным силам сформировать устойчивую конфигурацию власти и удерживать страну как можно дольше в политическом кризисе и режиме контролируемой нестабильности.
Москва, осознав бесперспективность и ограниченность президентского кресла, вероятно, не будет прилагать сверх усилий для продвижения на пост главы государства лояльного себе кандидата, хоть поражение Майи Санду и стало бы серьёзным моральным поражением для прозападного лагеря и пошатнуло бы восприятие Молдовы на Западе. Между тем вполне приемлемым результатом для провосточного блока была бы уверенная победа на парламентских выборах даже при президентстве Санду, которую Кремль с большим удовольствием подвергнет унизительным политическим экзекуциям из-за недостаточности полномочий.
Выборы в Кишинёве станут центральной ареной политического состязания прозападного и провосточного лагерей. Скорее всего, на этот раз электоральная схватка за должность столичного градоначальника будет носить куда более жёсткий, непримиримый и агрессивный характер. Голосование в столице с пригородами, где сосредоточено чуть менее половины населения страны, традиционно отражает политические настроения в обществе, поэтому от его исхода будет понятно направление движения политического мейнстрима в Молдове.
При всех нюансах и постоянных информационных атаках главным фаворитом столичной гонки по-прежнему является действующий мэр Ион Чебан. Похоже, что профиль именно такого политика нынче по душе молдавскому избирателю. Вроде бы как выходец из пророссийской партии, но который в результате переосмысления ныне позиционирует себя в качестве проевропейского политика, находя поддержку со стороны самых разных избирателей.
По мнению социологов, оппозиционные силы, в том числе и представляющие провосточный/пророссийский лагерь, по итогам местных выборов могут вполне рассчитывать на хороший общий результат. Независимо от степени успеха они будут стараться поддерживать этот «победоносный тренд», продвигая мысль о нелегитимности нынешнего парламентского большинства и необходимости проведения внеочередных выборов. К слову, в случае переизбрания Чебана в Кишинёве нельзя исключать, что он решит продолжить своё «триумфальное шествие» и попробовать свои силы в президентской гонке, тем самым бросив вызов действующей главе государства.
В экспертном сообществе и среди аналитиков можно пронаблюдать совершенно различное восприятие близящихся местных выборов. Кто-то считает, что их локальный характер не способен повлиять на общенациональный уровень и поражение партии власти вряд ли можно будет считать чем-то катастрофическим. Другие исходят из того, что местное голосование станет важной политической разминкой в преддверии основных электоральных состязаний 2024-2025 годов. По-нашему же мнению предстоящий и последующие электоральные циклы проявят реальный потенциал прозападного и провосточного влияния в Молдове, а также возможные варианты геополитической судьбы нашего государства.