Сергей ЧЕБАН
Отношения между Молдовой и НАТО в этом году заметно набрали обороты. По многим признакам власти уже готовят масштабную агитационную кампанию о необходимости отказа от нейтралитета и присоединения к этому военно-политическому блоку, а также ряд соответствующих законодательных инициатив
На минувшей неделе премьер-министр Дорин Речан засветился на авторитетном Global Gateway Forum, организованном главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен в Брюсселе. Меропритие под названием «Вместе сильнее благодаря устойчивым инвестициям» собрало многих известных политиков, представителей международных организаций и бизнеса.
Рутинные встречи с европейскими чиновниками уже не вызывают какого-либо ажиотажа, чего не скажешь по поводу заявлений Речана после встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Так, премьер в открытую объявил о желании Кишинёва участвовать в международных миссиях и военных учениях альянса «для укрепления возможностей национальной армии и повышения оперативной совместимости. Многие эксперты вообще предположили, что встреча в штаб-квартире НАТО, на самом деле, и была главным мотивом поездки в Брюссель, которую для проформы немного разбавили экономическим форумом и очередной порцией евроинтеграционных обещаний.
К слову, встреча с генсеком НАТО проходила на фоне стартовавших 25 октября молдо-американских военных учений «Aurochs Partner» на базе учебного центра авиационного полка «Дечебал» в Мэркулештах. В тренировках были задействованы более 200 военнослужащих батальона специального назначения «Fulger» и десантники армии США. Примечательно, что впервые над территорией Молдовы кружил самолет Североатлантического альянса C-17 Globemaster, с которого военнослужащие выполнили прыжки с парашютом в районе городов Флорешты, Фалешты и Бельцы.
На совместной пресс-конференции Йенс Столтенберг заверил нашего премьера, что Кишинёв получит постоянную поддержку альянса. Помимо этого он подтвердил полное признание суверенитета и территориальной целостности страны и потребовал от России вывести свои войска из Молдовы. Как-то уж больно неприятная картина вырисовывается перед глазами на фоне неурегулированного конфликта вкупе с и без того повышенным порогом военной чувствительности в нашем регионе.
Несколькими неделями ранее ситуация вокруг Молдовы стала темой обсуждений делегаций стран-членов НАТО, собравшихся на ежегодной сессии парламентской ассамблеи блока в Копенгагене. От Молдовы туда отправился депутат правящей партии Ион Шпак, член комиссии по нацбезопасности, обороне и общественному порядку. Во время своего выступления на ассамблее заместитель генсека Мирча Джоанэ с абсолютной уверенностью сказал, что место Молдовы в НАТО, и это рано или поздно произойдет. Что именно лежит в основе этих заявлений Джоанэ, не уточняется, но, видимо, готовиться к чему-то надо.
Нельзя исключать взаимосвязь поездки Речана в Брюссель и выхода в свет проекта новой Стратегии национальной безопасности, одним из авторов которой является лично нынешний премьер-министр. Кроме того, необходимо обратить внимание на раздел документа, где одним из ключевых элементов национальной безопасности обозначено стратегическое партнёрство с США и наращивание сотрудничества/оперативной совместимости с Североатлантическим альянсом. Таким образом, не дожидаясь процедуры апробации, глава кабмина зачем-то спешно отправился в штаб-квартиру НАТО, будто бы желая поскорее перевести отдельные положения будущей стратегии в практическую плоскость.
Вдобавок к этому последние несколько недель в нашем информационном пространстве заметно оживилась экспертная дискуссия по поводу НАТО, раздаются мнения о важности повышения осведомлённости населения о преимуществах пребывания в рядах этого блока и изменения его общественного восприятия. Согласно опросам, число сторонников вступления Молдовы в альянс пока не превышает 30%. Но это, на самом деле, достаточно высокий показатель в условиях, когда власти пока практически не проводят открытой агитации и, к примеру, ещё не обусловили интеграцию в Евросоюз с необходимостью параллельного присоединения к НАТО.
Тем не менее, первые признаки, что ситуация определённо будет меняться, уже видны. Так, на конференции «Повышение устойчивости через партнерство», организованной 24 октября Центром документирования и информирования НАТО в Молдове, генсек правительства Артур Мижа заявил, что нейтралитет больше не может быть решением в обеспечении безопасности республики. Чиновник обеспокоился незначительным количеством людей, желающих видеть нашу страну в НАТО, хотя «в обществе есть понимание, что гарантии безопасности может предоставить только Североатлантический альянс». Ситуацию, по его мнению, нужно менять и объяснять гражданам реальную картину.
Во всей этой военно-политической кампании осталось без внимания сообщение экс-башкана Гагаузии Ирины Влах, заявившей, что депутаты правящей партии будто бы тайно разрабатывают пакет законодательных инициатив, которые предусматривают отказ от нейтралитета ускоренное вступление в НАТО по модели Швеции и Финляндии. Сложно оценить, насколько эта информация является достоверной, но ранее Влах не была замечена в откровенно грязных пропагандистских кампаниях. Поэтому, исходя из общего контекста, вполне можно допустить, что в парламентских кулуарах действительно идёт работа над подобными юридическими заготовками.
Многие давно отмечают, что отношения между Молдовой и НАТО заметно набрали обороты, особенно в этом году, и, вероятно, эта тенденция продолжится. К примеру, в 2024-м мы примем семинар парламентской ассамблеи НАТО, который проходит на уровне союзничества и сотрудничества между странами Центральной и Восточной Европы под названием Rose-Roth. Центральным же событием станет юбилейный саммит блока в Вашингтоне, посвящённый его 75-летию. Нет сомнений, что к этой важной дате уже идёт подготовка, в том числе и важных стратегических решений, которые должны наполнить Североатлантический альянс новым историческим смыслом и определить его место в будущем миропорядке.
Эксперты расходятся во мнении по поводу перспектив НАТО, которые зависят от массы факторов, связанных с региональной и глобальной безопасностью. Так, по некоторым оценкам, война в Украине позволила США укрепить свои позиции в Европе, а также консолидировать вокруг себя страны-члены блока. Но, даже несмотря на это, европейские лидеры всё равно пытаются реализовать идею «стратегической автономии Европейского союза». В середине октября на территории Испании несколько европейских государств провели коллективные военные учения вне НАТО, которые СМИ уже окрестили как «первые в истории ЕС».
Не менее важно и то, что на прошлой неделе США передали Кремлю свои предложения по вопросу стратегической стабильности. В нынешних обстоятельствах предпосылки для переговоров по этой ключевой теме не особо просматриваются, однако определённое желание американской администрации возобновить контакты с Москвой, очевидно, есть. Можно даже не сомневаться, что первым условием, которое поставят россияне, станет замораживание дальнейшего процесса расширения Североатлантического альянса на постсоветские страны.
В таких сложных международных раскладах нашими властями овладела какая-то крайне странная спешка и неуёмное желание, невзирая ни на что, ускорить процесс сближения с НАТО. Скорее всего, главная ставка делается на радикально настроенное крыло внутри блока в надежде на то, что Молдову не оставят за линией возможного геостратегического размежевания и в последний момент затащат в единый контур евроатлантической безопасности.