В ближайшие годы, согласно официальным заявлениям, сотрудничество Молдовы и НАТО должно «выйти на новый уровень»
Семен АЛБУ, RTA:
2023-й год стал временем продолжающегося падения нашей страны в пропасть бесперспективности и безнадеги. Экономику накрыла рецессия и долговая кабала, политику – авторитарная поступь Санду и PAS, социальный сектор – рост нищеты и усиливающиеся волны эмиграции. Ждать в новом году положительных перемен не приходится. Бюджет «неразвития» на 2024-й оказался настолько «хорош», что подвергся критике даже такой вроде как априори лояльной нынешней власти структуры как Фонд Сороса.
Впрочем, обрезая по живому расходы на образование, социальную защиту, инфраструктуру и т.д., власть отнюдь не забыла отсыпать еще больше денег на оборонку. Итого наш военный бюджет достиг цифры почти в два миллиарда леев. Ответственные чиновники, оправдываясь, указывают, что это все еще не так, чтобы совсем много в относительных числах – «всего» 0,65% от ВВП. Однако в нищей стране с букетом всевозможных проблем так ли важно вкидывать деньги именно в этот сектор? Вопрос риторический.
Впрочем, понятно, что балом здесь правят наши западные партнеры, которые натаскивают своих ручных «желтых» псов на милитаризацию захваченного ими государства. Это началось практически сразу после прихода PAS во власть – помните знаменитые американские борта с оружием в кишиневском аэропорту? – а после конфликта в Украине милитаризация сознания топов правящей партии быстро «пробила потолок». С тех пор только и разговоров о том, как важно укреплять национальную армию.
Запад нам в этом активно помогает. Трудно даже сосчитать, сколько всевозможных совместных тренировок, учений, военных игр прошло в прошлом году. В целом частота была такова, что ежемесячно их проходило не менее двух-трех, а то и больше. К нам в страну зачастили очень высокопоставленные западные военные, которые не только наблюдали за боевым слаживанием контингентов Молдовы и НАТО, но и проводили встречи с нашими политиками и чиновниками. Вообще уровень двусторонних контактов в прошлом году у нас был высочайший – в том числе с руководством Альянса в лице генерального секретаря Йенса Столтенберга и его зама Мирча Джоанэ.
Но, конечно, мало просто тренировать наших военнослужащих по натовским тактикам – важно обеспечивать их и соответствующим вооружением. За этим дело не заржавело. Если «гражданская» денежная помощь явно скукожилась в сравнении с 2022 годом, а в наступившем году ожидается ее дальнейшее усыхание, то с военной поддержкой все замечательно. Средства текут и от Европейского фонда мира, который направил уже три транша и готовит четвертый, и из американского бюджета, и от других партнеров. Грузы с оружием и техникой курсируют регулярно. Бронетранспортеры, пехотное вооружение и снаряжение, дроны, внедорожники, миноискатели – чего только не найдется в номенклатуре поставок. География доноров тоже расширяется: к уже привычным США, ЕС и Румынии добавляются Польша и Франция.
Тем временем в недрах альянса готовится новый рывок в сотрудничестве с нашей страной. Там решили пересмотреть модель отношений со странами-партнерами, внедрив концепцию «один партнер – один план». По ней все программы и инструменты взаимодействия, допустим, с той же Молдовой, объединят в один большой механизм под названием «Индивидуально разработанная программа партнерства». У нас она заменит всем известный IPAP, заключаемый с 2006 года. Действующий IPAP пока продлили на этот год, а вот новый ITPP будет готов к 2025-му, причем сразу на четыре года вперед.
Разумеется, наши правители живо откликнулись на такие инициативы, готовясь к «фактурным переговорам» по планам взаимодействия с НАТО на ближайшие годы. Вести их будет министерство иностранных дел и европейской интеграции.
В целом, куда ветер дует, уже давно понятно. Закрепленный пока в Конституции нейтралитет давно никого не смущает, на него даже не ссылаются в новой стратегии национальной безопасности. Министр обороны Анатолий Носатый называет стратегической целью развитие обороноспособности страны в соответствии со стандартами НАТО. При этом он открыто позволяет себе рассуждать о вступлении в этот военный блок и о том, что для этого нужно поменять основной закон и убедить население.
С первым у режима проблем явно не возникнет – пример с молдавским языком, который вымарали из Конституции простым законом, более чем показательный. С поддержкой населения чуть сложнее, но ничего смертельного. Да, бОльшая половина населения пока не поддерживает гипотетическое присоединение к НАТО, но с другой стороны сторонников такого решения уже около 30%. Вполне себе неплохой результат с учетом того, что как таковая агитация еще даже не начиналась. Довести тут до показателя «50+» – задача, может, не прямо быстрая, но и не на десятилетия. За пару лет можно осилить, особенно когда медиасфера приватизирована правящей партией, а в стране официально действует министерство пропаганды под видом центра «Патриот».
А пока будет идти работа с населением, страна, выжимая из себя последние соки и при поддержке Запада, будет в ускоренном темпе переводить армию на натовские стандарты и закупать дорогостоящее вооружение. Зачем это нужно – полагаю, в особых объяснениях не нуждается. Тот факт, что в прошлом году нас начали снабжать дефицитным сейчас ПВО – очень говорящий и свидетельствующий об уже оформленных планах сделать Молдову частью своего военного периметра.
По сути, наша территория Альянсом уже активно осваивается. Теперь дело лишь за официальным документальным оформлением сложившегося де-факто положения. В случае необходимости натовский зонтик над нами распахнется очень быстро, как это произошло с якобы «нейтральной» Финляндией и скоро случится с такой же как бы «нейтральной» Швецией. Необходимость эта может возникнуть, к примеру, в случае коллапса Украины и продвижения российских войск в западном направлении. То, что Киев войну тем или иным образом проиграет, сейчас вполне очевидно, а значит, Молдова вполне скоро может стать приграничной зоной НАТО. Со всеми вытекающими последствиями.