Кристиан РУССУ
В Брюсселе решили облегчить задачу правящей партии по устранению электоральных конкурентов и неугодных СМИ, взяв политическую ответственность за такие решения на себя
На днях прояснилась ситуация с участием в выборах ряда оппозиционных сил, среди которых и те, что приписываются беглому олигарху Илану Шору.
Находясь под постоянным вниманием и плотным давлением со всех сторон, 14 июля центризбирком опубликовал список партий, допущенных к осенним выборам. В него вошли 25 формирований, предоставивших в Агентство госуслуг сведения о своей структуре и членах, как того требует законодательство о декларировании имущества. В списке оказались практически все потенциальные кандидаты на прохождение в парламент, кроме ПКРМ и трех партий из «конгломерата» Илана Шора: «Победа», «Шанс» и «Возрождение». Всем им возможность участия в гонке формально не закрыта, но общий курс развития событий уже понятен.
Один из самых волнующих вопросов для наблюдателей заключался в том, появится ли единый блок из партийных структур, связанных с Шором, и какую стратегию в этой связи изберет правящий режим. Одним из логичных вариантов для PAS было не препятствовать шоровцам войти в избирательную кампанию, но не позволить им зафиксировать результаты. Иначе говоря, попросту украсть их проценты. Выгода очевидна: в случае отмены результатов голосования за одного из участников его избиратели распределятся между теми, кто получил проходной балл. И большая часть достанется лидеру, коим прогнозируется именно PAS.
Вариантов и поводов для исполнения такого сценария – масса, и все они готовились заблаговременно. Так, в судах уже рассматриваются дела о возможном ограничении деятельности или роспуске партий «Шанс», «Возрождение» и других. Кроме того, на зов режима всегда готов откликнуться обновленный состав Конституционного суда. В нынешних реалиях проще простого признать «неконституционными» любые политические объединения, подозреваемые в сотрудничестве с Иланом Шором. Да и сам ЦИК вполне способен принять «нужные» решения. Заместитель руководителя избиркома и бывший правозащитник Павел Постикэ постоянно краснеет за действия своего органа, но юридические оправдания всегда находит.
Однако для властей это, можно сказать, тяжелая артиллерия, и прибегнуть к ней лучше лишь на этапе финальной схватки. Сами потенциальные жертвы произвола властей тоже не спешили с подачей документов в ЦИК, явно просчитывая варианты. Поэтому в отличие от того же блока «Альтернатива», их коллеги из «Победы» необходимые бумаги предоставили лишь месяц спустя – 14 июля.
Однако уже на следующий день из Брюсселя пришел сигнал, что вне зависимости от тактических раскладов и задумок политтехнологов PAS там не хотят в принципе видеть участие пророссийских партий в предстоящем голосовании. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, ввод очередных санкций получил официальную трактовку: «за попытки дестабилизации, подрыв или угрозу суверенитету и независимости Молдовы».
В качестве пророссийских рассматриваются именно силы, аффилированные Шору и демонстративно обозначившие свою позицию недавно в Москве. В новый санкционный список вошли лидер партии «Альтернатива и Сила Спасения Молдовы» Александру Бешкиеру, Виктория Фуртунэ, депутаты Александр Нестеровский и Ирина Лозован, Наталья Параска, Алексей Лунгу, Вадим Грозаву, журналист-критик Думитру Буймистру и Вячеслав Валько.
В этой ситуации примечательно как само решение ЕС, сделанное за Молдову якобы в ее интересах (что на самом деле является чистой воды вмешательством во внутренние дела страны), так и последующая необходимость нашего руководства присоединиться к этим санкциям. Стоит, конечно, дождаться отведенных ЦИКу пяти дней для принятия решения по запросу блока «Победа», но исход кажется очевидным.
Можно сказать, что в этой большой шахматной партии стороны наконец-то обменялись первыми пешками. Самых «открыто пророссийских» политиков выводят из игры, но на доске много других фигур, ходы которых еще не просчитаны. До 13 августа, когда истекает крайний срок подачи документов на регистрацию избирательного блока, еще почти месяц. Вариантов возможной конфигурации левой оппозиции может быть несколько.
Для партии социалистов Игоря Додона оптимально, конечно же, было бы вести кампанию самим. Но для обоснования такого решения нужно отсечь всех потенциальных кандидатов на объединение, дабы убедить ответственных лиц в Кремле отказаться от идеи создания мегаблоков. Если вдруг партию коммунистов Воронина окончательно отставят за скобки, существующий союз социалистов-коммунистов распадется и даст возможность Игорю Николаевичу самостоятельно и без рисков идти в парламент. Впрочем, в деле пока остаются и коммунисты, и Василий Тарлев с Ириной Влах. Эти двое в последнее время демонстрируют настрой на активную борьбу и при успешном продолжении гонки могут навязаться в союзники Игорю Додону без возможности отказа.
Учитывая настрой брюссельских чиновников не допустить какого-либо усиления российского влияния, можно предположить, что следующими кандидатами на попадание в санкционный список ЕС будут как раз ПКРМ, партии Тарлева и Влах. Вменить последним те же самые «попытки дестабилизации» будет совсем несложно, особенно на фоне последних протестных акций Влах перед президентурой. Если потребуется, могут и связать их политическую деятельность с подсанкционным Иланом Шором.
Несмотря на кажущуюся решимость к изнурительной политической борьбе, наличие запрета на въезд в ЕС в сочетании с экономическими ограничениям может легко демотивировать любых молдавских политиков, привыкших к свободному перемещению по территории европейского сообщества. Последние комментарии Иона Чебана, выдержанные в стиле обиженного сарказма, являются ярким свидетельством эффективности таких санкций. Достойной альтернативой для всех левых оппозиционеров будет лишь эмиграция в Россию. К слову, последний вариант действующие власти устроит больше всего.