На новом витке военной эскалации в регионе Молдова может, вольно или невольно, стать ее непосредственным участником
Семен АЛБУ, RTA:
Кусочки молдавского военного паззла всё больше складываются в очень неприглядную картину, которая заставляет всерьез беспокоиться о том, что нам готовят уже в недалеком будущем. Видно, как наша страна в очередной раз двигается к эпицентру региональной напряженности, становясь предметом опасных рассуждений и спекуляций. Есть ли в них зерно истины – основной вопрос, ответ на который уже не может быть однозначным.
Недавно я уже писал, как Евросоюз активно
готовит нас к следующей фазе конфликта, а власти отдают приоритет
укреплению военного потенциала страны даже в условиях рушащейся экономики. Особенно обращало на себя внимание форсированное принятие законодательных актов о системе национальной обороны и защите воздушного пространства. В последнем, среди прочего, прописывалось приобретение систем ПВО с выделением на это сотен миллионов леев.
А вчера министерство обороны отчиталось, что приняло некие «необходимые» меры для безопасности молдавского неба. Повод – «неоднократные нарушения» воздушных границ Молдовы российскими ракетами и беспилотниками. По закону, теперь эти объекты можно сбивать. Оставалось понять только, чем.
В министерстве от подробностей воздержались «из соображений безопасности и конфиденциальности», но в СМИ прошла информация, что Польша поставила нам значительную партию из 44 противозенитных комплексов Piorun. Это довольно современное оружие, активно применяющееся в ходе боевых действий в Украине. Оно способно поражать весь спектр низколетящих целей. Утверждается, что с помощью этих ПЗРК удавалось сбивать российские беспилотники, вертолеты и самолеты, к примеру, Су-25 и даже Су-34. Пока придержим в уме этот факт.
Теперь вспомним недавнюю информацию, распространенную Службой внешней разведки России. По ее словам, НАТО якобы активно готовится задействовать нашу страну в вооруженном конфликте с РФ, трансформируя ее в «передовой плацдарм альянса на восточном фланге». Упоминаются все усилия по милитаризации, предпринимаемые режимом Майи Санду и ее западными партнерами: модернизация аэродромов и инфраструктуры, переход на натовские стандарты, размещение военных инструкторов. Российские разведчики считают, что венцом процесса станет отмена конституционного нейтралитета и использование населения Молдовы как «пушечного мяса».
Любопытно, что сведения СВР получили некую поддержку в приднестровском регионе. Так, сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков назвал их «очень тревожными» на фоне постоянных учений и растущих поставок различного вооружения национальной армии, а депутат Андрей Сафонов вообще сказал, что НАТО разработало план нападения на Приднестровье. Разумеется, в эту информационную кампанию включились и сами россияне. Спикер Кремля Дмитрий Песков заявил, что приднестровская территория фигурирует в различных планах и замыслах европейских стран, а МИД выразил готовность РФ отреагировать на любой сценарий развития ситуации вокруг Приднестровья, «в том числе самый неблагополучный», с попутным проведением параллели между Молдовой и Украиной.
Такого уровня тревожной риторики вокруг нас не было уже давно. Очевидное объяснение – приближающиеся выборы – большинству будет достаточно. Но факт в том, что узел неблагоприятных событий вокруг Молдовы затягивается, и развязка может наступить уже совсем скоро.
Во-первых, сам конфликт в Украине стоит на перепутье. Спустя 50 дней, отведенных Дональдом Трампом на заключение перемирия, может последовать резкий эскалационный скачок. В мир пока верится с трудом, поскольку обе стороны не удовлетворены текущим положением и при этом не потеряли возможность вести войну дальше. На новом витке конфликт в Украине может повлечь новый набор нетривиальных военных операций для того, чтобы, наконец, добиться решающего преимущества в свою пользу.
Вариант с ликвидацией российского военного присутствия в Приднестровье в этих условиях не только актуализируется, но и автоматически станет крайне заманчивым. Тем более что Киев его никогда окончательно со счетов и не сбрасывал. The Washington Post в июне писала, что украинское руководство на каком-то этапе основательно рассматривало план удара по российским войскам на левом берегу Днестра с привлечением перебежчиков и лояльных местных групп. Нет причин, по которым его не могли бы снова взять в разработку.
Вопрос по большей части остается в желании официального Кишинева. До сих пор наши правители сохраняли благоразумие. Но выборный цикл завершается, уже в сентябре PAS «не мытьем, так катаньем», вероятно, сохранит власть. Каких-либо сдерживающих ограничителей уже не будет. К тому же зависимость от внешних партнеров на данный момент настолько высокая, что отказать им в любой просьбе будет просто невозможно. Да и найти casus belli против России вообще несложно – ОГРВ на левом берегу Днестра давно вне закона. Можно вообще обставить всё как общественный запрос, благо ветераны войны 1992 года уже передают спикеру Игорю Гросу требования о «безусловном выводе российских военных».
Тут еще недавно попалось на глаза видео с известным украинским журналистом Дмитрием Гордоном, бравшем в этом году интервью у Дорина Речана. В закадровой части Гордон предложил нашему премьеру официально попросить Киев войти на территорию Приднестровья, чтобы «зачистить там всё», «выгнать российских солдат» и захватить склады в Колбасне. На это Речан якобы сказал, что в таком случае Владимир Путин обещал бомбить Кишинев.
Если такой разговор действительно имел место, получается, что доселе наше руководство от силовых вариантов сдерживал лишь банальный страх перед ответным ударом. Действительно, текущий потенциал России, производящей тысячи ракет и ударных беспилотников в год и способной организовывать единовременные дроновые атаки на 600-700 единиц, выглядят вполне устрашающе для небольшой страны, не обладающей никакими средствами сбития.
Но теперь-то, получается, у нас есть возможности не только для того, чтобы отслеживать цели в молдавском небе, но и чтобы их уничтожать. Что в корне меняет стратегическую диспозицию и может служить обоснованием для наших партнеров убедить Кишинев решиться на военную авантюру. Благо от нас много и не потребуют: дать официальное разрешение Киеву на заход в левобережье, оказать посильное содействие в ликвидации/разоружении местных вооруженных структур, немного потерпеть «удары возмездия», в отражении которых помощь наверняка окажут Украина и Румыния.
На бумаге всё может показаться заманчиво и не страшно, не говоря уже о том, что нам просто могут не оставить выбора. Уничтожение национального суверенитета бесследно не проходит, и все ключевые решения по нашей судьбе давно принимаются в западных столицах. Очень хочется верить, что всё написанное – лишь гипотетический сценарий, которого никогда не произойдёт в реальности. Но слишком уж сгустились тучи над всем регионом, чтобы нас в итоге не задело разрушительным «ливнем».