В русском языке существует поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься». Справедливость этой народной мудрости сегодня проверяет на себе Румыния, недавно заступившая на пост председателя в Совете ЕС.
«Особые отношения» между Румынией и Молдовой давно стали нормой. Бухарест долгие годы инвестирует в молдавскую экономику и политику, пропагандирует идеи унионизма в контексте европейской интеграции РМ. Страны сотрудничают в военной и дипломатической сферах. 2018 год, когда оба государства праздновали 100-летие унири (объединения), сопровождался многочисленными идеологическими акциями. Совместные заседания парламентов двух стран, однодневная отмена роуминга, декларации в поддержку объединения на уровне отдельных населенных пунктов. Разумеется, на фоне праздников вновь разгорелась дискуссия о возможности новой «унири».
Большинство экспертов не слишком верит в создание «Великой Румынии», опираясь на социологические данные о недостаточной популярности идеи среди населения Молдовы. Однако те же опросы фиксируют уверенный рост числа сторонников объединения, в то время как количество прорумынских политиков и политических партий в стране увеличивается еще быстрее. Неслучайно правительства в Кишиневе и Бухаресте так ждали председательства Румынии в Совете ЕС в первой половине 2019 года: оно должно было помочь Молдове ускорить процесс европейской интеграции через сближение с «материнским государством».
План состоял в том, чтобы Бухарест выступил для Кишинева донором идей, позитивных практик и способствовал восприятию Молдовы как неотъемлемого члена дружной семьи европейских народов. Однако реальность оказалась до предела ироничной — вместо того, чтобы поделиться своим положительным опытом с РМ, Румыния, напротив, восприняла молдавский отрицательный.
Вчера в румынских СМИ появилась новость о намерении правящей социал-демократической партии, контролирующей правительство и парламентское большинство, организовать краткосрочный «импичмент» президента Клауса Йоханниса. По задумке социал-демократов, отстранение главы государства на 7 дней позволит спикеру парламента Кэлину Тэричану, который станет временно исполнять президентские обязанности, подписать указы о назначении двух министров.
Желание временно «отключить» главу государства породила тяжба между президентом и правительством Румынии по поводу назначения Лии Василеску министром регионального развития и Мирчи Дрэгича министром транспорта. Спор продолжается уже несколько месяцев. За это время Клаус Йоханнис успел трижды отклонить указанные кандидатуры, внесенные премьер-министром Виорикой Дэнчилэ.
И в этой ситуации молдавский опыт оказался очень кстати: спикер парламента Канду уже пять раз подменял временно отстраненного президента Игоря Додона. Как правило, целью таких маневров было именно утверждение назначенных Демократической партией министров. При этом обе политические силы на деле оставались при своих интересах: Игорь Додон сохранял статус борца с узурпацией власти, а Владимир Плахотнюк демонстрировал силу и способность продвигать любые решения через голову президента. За 5 раз отстранение президента Молдовы от власти стало понятным и приемлемым ритуалом политического обихода для всех участников системы, в том числе и зрителей этого шоу в лице молдавских граждан.
Если в ближайшие дни такой же шаг предпримут правящие в Румынии социал-демократы, ни для кого это откровением не станет. Молдова по-соседски экспортирует в Румынию свой специфический способ захвата властных институтов в угоду решению конъюнктурных задач. В свою очередь, для Клауса Йоханниса сравнения с Игорем Додоном станут мощным ударом по рейтингу в преддверии старта избирательной кампании на второй срок.