Постоянный эксперт RTA Дорин МОКАНУ уверен, что «приднестровское досье» может стать основным предвыборным активом президента Молдовы
12 июля международные участники процесса приднестровского урегулирования, объединившись в ситуативную ad hoc коалицию в формате «3+2», посетили Кишинев и Тирасполь с рабочим визитом. Дипломатическая миссия планировала на месте оценить перспективы переговорного процесса по проблеме непризнанного Приднестровья на ближайшие полгода. В Кишиневе делегация провела встречу с президентом Игорем Додоном, премьер-министром Майей Санду и вице-премьером по реинтеграции Василием Шовой, а в Тирасполе — с Вадимом Красносельским и приднестровским переговорщиком Виталием Игнатьевым.
Переговоры по Приднестровью последний год в действительности переживают хоть и не самый худший в истории, но и не идеальный период. Международный многосторонний формат «5+2» собирался в мае прошлого года, переговорщики сторон не виделись с октября 2018 года, а динамика экспертной работы на уровне технических специалистов почти на нуле. У посредников и наблюдателей такие тупики всегда вызывают настороженность, так как дефицит диалога между Кишиневом и Тирасполем уже не раз приводил к скандалам и обострению ситуации на Днестре.
По итогам поездки стало известно о том, что переговорщики от Кишинева и Тирасполя Шова и Игнатьев проведут в ближайшее время первую встречу, а следующее официальное заседание в формате «5+2» может состояться уже в октябре в Братиславе.
Тирасполь, вероятно, поедет на переговоры с неизменной позицией и будет требовать конкретных решений, как говорят в Приднестровье, «во благо людей». Между тем, вовлеченным в процесс международным участникам и большинству экспертов было важно понять, какие подходы к Приднестровью исповедует новое правительство Молдовы. В этом смысле позиция кабинета Майи Санду оказалось довольно прозорливой и прагматичной: молдавский премьер обратилась к посредникам с просьбой убедить Тирасполь снять с молдавских чиновников ограничения на въезд в Приднестровье и обеспечить им доступ на левобережье Днестра, а также добавить в формат «5+2» вопросы борьбы с коррупцией и контрабандой.
Гораздо больший интерес представляет позиция Игоря Додона, который явно решил взять приднестровское досье под свою личную опеку руками главного молдавского переговорщика и своего бывшего советника Василия Шовы. По мнению администрации президента, среди основных направлений переговорного процесса в текущем году должны стать:
- демократизация Приднестровья, обеспечение свободного передвижения людей, грузов и услуг по всей территории Республики Молдова, обеспечение уважения прав человека и основных свобод, гуманитарные вопросы, включая гарантирование права на образование;
- решение торгово-экономических проблем с точки зрения создания единого экономического пространства;
- содействие мерам укрепления доверия в области правоохранительной деятельности и обороны;
- создание предпосылок для возобновления в 2020 году переговоров о всеобъемлющем и устойчивом урегулировании приднестровского конфликта.
Интересно, что молдавские власти, включая самого Игоря Додона, регулярно открещиваются от какой-либо политической повестки в контексте приднестровского урегулирования, которое, якобы, нужно отложить до лучших времен. Однако президент Молдовы видимо не теряет надежды распаковать «политическую корзину» переговоров и взяться за ее содержимое. При этом в 2019 году Игорь Додон, скорее всего, преследует вполне конкретные цели, которые связаны не только и не столько с урегулированием приднестровского вопроса.
После 2016 года Приднестровье стало одним из приоритетов Игоря Додона, тогда еще не обладавшего реальными полномочиями и вынужденного искать источники укрепления своего авторитета в Москве и на левом берегу Днестра. В 2019 году заметное рвение нащупать формулу окончательного урегулирования отношений с Тирасполем можно объяснить теперь уже предвыборными планами и желанием Игоря Додона добиться второй президентский каденции в 2020 году. В плане смысловой нагрузки избирательной кампании небывалый прогресс в приднестровском вопросе становится ключевым мотивом, который вновь может побудить избирателей отдать голос за действующего президента.
С учетом заметно ограниченной базы ресурсов как у основного партнера Додона — Москвы, так и него самого, урегулирование приднестровского конфликта и объединение страны становится «золотой акцией», которая позволит сохранить позиции России в Молдове. Таким образом, можно предположить, что в 2020 году при содействии и воздействии Кремля стороны начнут обсуждать параметры дальнейшего сосуществования с заключением конкретного проекта документа, с которым Игорь Додон пойдет на очередные президентские выборы.
Соответствующий отклик международных партнеров и готовность профинансировать процесс реинтеграции лишь усилят позиции действующего президента, который с удовольствием посвятит следующие 4 года объединению страны. Однако для того, чтобы реализовать эту задумку, в ближайшее время Игорю Додону нужно не потерять инициативу в процессе реинтеграции, которую очевидно тут же подхватят партнеры из ACUM. По крайней мере, премьер Санду уже четко намекнула, что вполне компетентна в приднестровской проблеме и в случае чего может стать в этом вопросе отнюдь не последним игроком.