Оппозиция разжигает фермерские выступления по всей стране, обвиняя власть в бездействии, однако никто не говорит о реальном масштабе проблем в аграрном секторе Молдовы, считает эксперт RTA Семен Албу
Семен АЛБУ, RTA:
Невиданная засуха и неурожай стали еще одной головной болью молдавского правительства в этот и так богатый на разномастные трудности год. В последние недели катастрофа в сельском хозяйстве страны затмила собой даже уже слегка приевшийся обществу коронавирус. Этому способствовали и алармистские заявления властей, и яркие протестные акции молдавских фермеров, вроде «тракторного» похода на Кишинев.
Понятно, почему сельскохозяйственные дела вызывают такой резонанс. Большинство населения еще хорошо помнит о тех временах, когда Молдова являлась мощной аграрной державой, и этот образ многие проецируют и на современность. Помимо этого сельское хозяйство до сих пор считается одной из ведущих отраслей экономики страны. Оттого и идущая потоком информация о погибших посевах и миллиардных убытках, создающая атмосферу аграрного апокалипсиса, воспринимается столь чувствительно.
На самом деле — и вряд ли это кого удивит — сельхоз отрасль в Молдове давно не процветает, и это мягко говоря. Ее значение для экономики постоянно падало, а наработанный в советский период потенциал, как и во многих других областях, во многом утрачен. Если посмотреть на динамику «развития» аграрного сектора, то картина получается нерадостная: доля сельского хозяйства в ВВП за последние 25 лет снизилась в три раза, совершенно потеряно хоть минимально стратегическое видение отрасли. Эксперты давно говорят про «дикость» молдавского земледелия, характеризующегося отсутствием севооборота, бездумной эксплуатацией земель, дисбалансом производства по различным культурам. Неудивительно, что в Молдове урожайность с гектара в среднем в два раза ниже, чем в странах Европейского союза. За прошедшие годы упало и число занятых в этом секторе людей, хотя оно остается довольно высоким — больше трети населения, что в сравнении с долей ВВП красноречиво говорит о низкой производительности труда и многих других проблемах.
Беспрецедентная засуха этого года вновь заставила власти вспомнить и о такой критически важной проблеме, как орошение сельскохозяйственных земель в республике. В июле даже была создана комиссия в парламенте, которая займется разработкой соответствующей национальной программы. Впрочем, за все эти годы подобных комиссий, планов и программ было немало, а ситуация никак не поменялась. Сейчас в стране обеспечивается водой только 5% той территории, которая орошалась во времена Советского Союза. Для восстановления ирригационных систем требуются огромные инвестиции, однако до сих пор никто не озаботился их привлечением. При этом с каждым годом «оросительный вопрос» ставится все более остро с учетом очевидных климатических изменений. Ведь из-за отсутствия систем полива любая засуха губительно сказывается на урожае, что произошло и в этом году, и происходило ранее неоднократно.
К сожалению, аграрная катастрофа-2020 стала не поводом для серьезных дискуссий о реформировании данного сектора экономики, а лишь еще одним полем битвы между властью и оппозицией в преддверии президентских выборов. Особенно на этом «фронте» усердствует партия DA, которая увидела в нынешнем неурожае отличную возможность самоактуализироваться и укрепить пошатнувшиеся позиции. Члены проевропейской платформы не только активно критикуют правительство за бездействие и предлагают все более трудновыполнимые условия поддержки фермеров, но и непосредственно участвуют в фермерских протестах. Кроме того, по мнению многих наблюдателей, именно DA и приложила руку к организации протестных выступлений.
Правительство заняло оборонительный рубеж и в авральном режиме пытается как-то помочь пострадавшим фермерам: уже выработаны решения по переносу сроков выплат по кредитам, увеличению компенсаций, упрощению процедуры получения госсубсидий. Тем не менее, договориться с протестующими, которые, видимо, не без подсказки оппозиции постоянно выдвигают все новые требования, пока не удалось.
Можно предположить, что на текущих выступлениях удачно обкатываются технологии массовых протестный акций, которые планируются оппозицией на грядущую осень. Сейчас же фермеры нужны в первую очередь для того, чтобы стать спичкой, которая в дальнейшем разожжет костер недовольства и других отраслевиков, пострадавших от экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Особенно, если им не удастся добиться от правительства выполнения всех своих условий, что вполне вероятно. Отсюда и такие креативные формы протестов с маршами на столицу и сопутствующей медийной подсветкой.
К сожалению, за всеми этими политическими комбинациями в тени остаются системные изъяны самой отрасли, которые и являются первопричиной всех проблем, в том числе неурожая 2020 года. События последних недель показывают, что политика в республике вновь восторжествовала над логикой и здравым смыслом, которые подсказывают, что заниматься реформированием аграрного сектора страны нужно уже сейчас. Пока же катастрофическую ситуацию в отрасли все пытаются использовать в своих узких электоральных целях, и наверняка забудут про нее сразу после окончания избирательного процесса. До следующего «беспрецедентного неурожая», разумеется.