Разобщенность левоцентристских сил дезориентирует ядерный электорат, снижая их шансы победить на июльских выборах
Владимир РОТАРЬ, RTA:
Чем ближе 11 июля, тем больше мы получаем занятной социологии. Что характерно, представляемые публике цифры порой очень разнятся — к примеру, близкая социалистам Ассоциация социологов и демографов Молдовы дала приблизительно равные пропорции партии «Действие и солидарность» и блоку коммунистов и социалистов, в то время как WatchDog.md отдает PAS больше половины голосов.
Думается, истина, как водится, лежит где-то посередине. В любом случае из всех этих опросов пока можно вынести только один железобетонный факт: гарантированные шансы на победу есть только у двух названных выше сил, а вместе с ними в новый состав законодательного органа почти точно прошагает еще и какое-то число депутатов от партии «ШОР».
А вот дальше начинается электоральная терра инкогнита. Однако можно заметить, что ближе всего к порогу парламента подобрались силы, которые являются потенциальными партнерами для PAS. Это в первую очередь блок Ренато Усатого и Платформа DA. Есть еще унионисты. Но, как уже отмечали коллеги, они снова не смогли договориться между собой и теперь вынуждены тесниться на узкой электоральной поляне, ведя, по сути, межвидовую борьбу.
Что касается здоровых — не «спойлеров» — левоцентристских сил, то их дела обстоят несколько хуже. Ни один опрос не дает тем же Гражданскому конгрессу или «Партии развития и объединения Молдовы» (ПРОМ) больше 2-3 процентов, что, конечно, недостаточно для получения депутатских мандатов.
У таких неудачных промежуточных результатов — различные причины. Гражданский конгресс, созданный в 2019 году, так и не смог громко заявить о себе. Казалось бы, разумная ставка на социально-экономическую, а не геополитическую повестку пока не сработала должным образом, прежде всего ввиду крайней ограниченности в ресурсах и отсутствия громких имен в партийном составе. Фактически Гражданский конгресс медийно представлен одним Марком Ткачуком, которому приходится в одиночку тянуть на себе партийный рейтинг. Чтобы хоть как-то раскрутить свой бренд в ходе нынешней кампании, Конгресс попытался исключить из гонки унионистский «Альянс за объединение румын» — но неудачно.
ПРОМ же, как кажется, банально не хватает времени на раскачку. Ее лидер и фронтмен — Ион Кику — удачный выбор хотя бы с точки зрения узнаваемости и реноме более или менее адекватного и профессионального по молдавским меркам управленца. Однако, пока недоверчивый молдавский избиратель очень настороженно относится практически ко всем новичкам предвыборного списка, предпочитая нести голоса возможно и приевшимся, но все-таки уже знакомым лицам.
Сложно сказать, как именно оценивали собственные перспективы оба формирования. Можно вспомнить, что тот же Гражданский конгресс продвигал идею досрочных выборов практически с самого своего зарождения в 2019 году, но так и не смог подойти к ним в хорошей форме.
Оба формирования пытаются позиционировать себя в качестве «технократических», представляющих интеллектуальный фланг молдавской политики — без пафосных лозунгов и популизма. Запрос на развитие таких проектов в обществе давно назрел, но на этих выборах отработан он был явно не полностью. Впрочем, возможно обе партии и не планировали получать результаты здесь и сейчас, намереваясь использовать июльское голосование лишь как трамплин для дальнейшего наращивания числа своих сторонников.
С другой стороны, подобные расчеты несут в себе немалые риски. По всем признакам очевидно, какое важное значение придают грядущим выборам международные партнеры Кишинева. Недавняя история с решением ЦИК по участкам в диаспоре, завершившаяся истерикой проевропейских сил, протестами, а также угрозами и давлением на членов Комиссии только еще раз подтвердила, насколько яростно будут готовы бороться проевропейцы ради своей безоговорочной победы. Как на днях заявила глава государства, «время элегантных решений прошло». Нет особых сомнений, что эту фразу в будущем, в случае победы PAS, она повторит еще неоднократно, когда начнется массированное наступление на всех нынешних оппонентов прозападных сил.
Как именно это будет происходить, можно наблюдать по примеру соседней Украины, где одна за другой рождаются весьма оригинальные и зачастую попирающую правовые основы инициативы, вроде «закона об олигархах» — фактически еще одно репрессивного инструмента в руках президента Владимира Зеленского против своих политических врагов. Данный процесс наверняка будет дополняться развитием сети иностранных советников и консультантов, внимательно следящих за тем, чтобы уже в этот раз Молдова точно не отклонилась от бодрого марша к евроатлантической интеграции.
Это говорит о том, что действовать желательно уже здесь и сейчас. В то же время все опросы свидетельствуют о том, что у большинства левоцентристских сил нет никаких шансов победить в одиночку. Более того, подходя к выборам в таком разобщенном виде они, как и унионисты, лишь мешают друг другу, оттягивая голоса и дезориентируя избирателей.
Возможно, пока еще не поздно, стоит подкорректировать тактику действий — хотя бы в сторону мобилизующей риторики с мораторием на критику идейно схожих участников кампании. Наилучшим же решением видится, по крайней мере, временная интеграция в единое формирование с включением в общий список наиболее известных и видных деятелей от каждой партии. В данном случае можно было бы рассчитывать на синергетический эффект, благотворно сказавшийся на перспективах всего левого фланга. Тем более, что в дальнейшем, по окончании выборов, никто не мешает выйти из блока, создать отдельную фракцию и вести самостоятельную игру.
Время для таких маневров пока имеется — в ближайшие две недели в предвыборные списки еще можно вносить необходимые изменения. Социалисты и коммунисты ранее задали тренд, уладив разногласия и преодолев обоюдную нелюбовь двух лидеров ради общей цели. Если другие левоцентристские партии также хотят реально поучаствовать в управлении страной и получить возможность менять систему изнутри — возможно им стоит задуматься об аналогичных шагах уже сейчас.