Сергей ЧЕБАН
Руководство страны полностью самоустранилось от переговоров по новому газовому контракту, видимо по идеологическим соображениям отказавшись даже от попыток получить от Москвы заветную скидку на поставляемое в Молдову голубое топливо
Срок действия нынешнего контракта между ПАО «Газпром» и компанией АО «Moldovagaz» на поставку природного газа для молдавских потребителей истекает к концу сентября. Вадим Чебан ещё летом заявил, что ситуация, складывающаяся на международных рынках, скорее всего, приведёт к повышению стоимости голубого топлива для нашей страны, в связи с чем властям следовало бы начать готовиться к новым условиям.
О том, какой может быть новая цена и как идут переговоры с российской стороной пока особо ничего известно, судя по всему, даже президенту. На днях Майя Санду откровенно заявила, что не знает, по какому тарифу Молдова будет получать газ в недалёком будущем. Более того, она заметила, что в соответствии с действующим законодательством АО «Moldovagaz» является учреждением, ответственным за проведение подобных переговоров с поставщиками. Глава государства же не видит какой-либо необходимости в вовлечении правительства или президента в их ход, поскольку это якобы никак не повлияет на снижение цены, которая, по её мнению, зависит исключительно от конъюнктуры на энергетических рынках в Европе.
Тем временем ситуация со стоимостью газа на европейских биржах не самая благоприятная для нашей страны. В ходе вчерашних торгов соответствующие котировки преодолели очередной психологический рубеж, превысив 800 долларов за тысячу кубометров. Это происходит в силу целого комплекса обстоятельств, однако среди главных причин выделяют низкую заполняемость европейских газохранилищ, не последнюю роль в «сушке» которых сыграл «Газпром». Также играет роль продолжающееся притормаживание процесса полноценного запуска газопровода «Северный поток – 2».
Отстранённая позиция президента в отношении газовой тематики вызвала негодование, главным образом в рядах оппозиции, представители которой сочли чуть ли не преступным поведение руководства страны в вопросе энергетической безопасности государства. Пресса также стала напоминать о том, что ранее к переговорам всегда подключались первые лица Молдовы, которые при всей политической разности тем не менее наведывались в Москву, чтобы заполучить заветную газовую скидку.
По всей видимости, осознавая неизбежность повышения стоимости в рамках нового контракта, советники Майи Санду начали потихоньку готовить пути отхода и рекомендуют ей выдерживать дистанцию от темы газовых переговоров и соответственно от негативных последствий, которые повлечёт за собой повышение цены на энергоносители. Вероятнее всего, вина будет возложена на близкий к Кремлю «Газпром» и его дочернее предприятие «Moldovagaz». Кроме того, вся эта неприятная для рядового гражданина ситуация будет сопровождаться громкой многолетней риторикой о необходимости диверсификации источников и скорейшем внедрении Третьего энергопакета.
С учётом степени политизации энергетического сектора в Молдове, скорее всего, правительству вряд ли удастся снять с себя всю ответственность за ожидаемый рост тарифов, который неизбежно вызовет ряд цепных реакций в экономике страны. Даже если повышение не будет лавинообразным, так или иначе, ухудшение положения граждан станет крайне болезненным ударом по новой власти и нынешнему кабмину, в работе которого пока сложно разглядеть какие-либо серьёзные успехи, способные смягчить надвигающиеся социально-экономические вызовы.
Кроме этого, очевидно то, что Майя Санду после августовского «марш-броска» в сторону Москвы, который вызвал нервную и настороженную реакцию в рядах её сторонников, была вынуждена несколько скорректировать модель поведения. В результате чего, судя по всему, было принято решение максимально дистанцироваться от официальных контактов с Россией по поводу газа, чтобы избежать обвинений в сдаче национальных интересов в обмен на «скидки от Кремля». Подобные внешнеполитические колебания, непоследовательность и осторожность в общении с Москвой в итоге может сработать не в пользу ранее заявленного «прагматичного диалога» и лишь усилить дальнейшее похолодание во взаимоотношениях с Россией.
Тем временем перспективы доставки природного газа из альтернативных источников всё более туманны, а цены на спотовых рынках в очередной раз толкают молдавское руководство в объятия российского «Газпрома». Голубое топливо по газопроводу «Яссы – Унгены – Кишинёв» всё никак не запустят, пока Бухарест не достроит необходимую насосную станцию. Однако с учётом всех факторов и в первую очередь нехватки газа в самой Румынии новая труба с нашим соседом будет иметь скорее символическое значение, нежели реальной заменой российскому поставщику.
Немаловажной и даже стратегически значимой темой для Молдовы является вопрос сохранения транзита газа по территории Украины и бесперебойные поставки энергоносителей. По оценкам отдельных экспертов с запуском «Северного потока – 2» и сохранением нынешних рыночных тенденций на газовой бирже в Европе интерес «Газпрома» к прокачке голубого топлива по украинскому маршруту будет стремительно падать. При этом по существующим контрактным условиям российскому монополисту будет достаточно оплачивать транзитную бронь без физической прокачки газа, чтобы формально не нарушать договорные условия. Поэтому невзирая на договорённости ПАО «Газпром» и АО «Moldovagaz», правительству следует всерьёз задуматься над проработкой своих действий в случае кризисного развития событий, чтобы гарантировать поступление необходимого объёма газа в страну.
Следует признать, что энергоресурсы всегда были одним основных инструментов внешней политики России, используемый как в отношении постсоветских государств, так и стран Европейского Союза. Риторика и лозунги, на которых Майя Санду и партия «Действия и солидарность» вошли во власть, в определённой степени сужают пространство для манёвра и ставят перед сложным выбором – вступить в «компрометирующие» переговоры с Кремлём или сохранить верность своим политическим идеалам за счёт интересов граждан.
В ходе своего визита в Кишинёв Дмитрий Козак говорил прессе о том, что сторонам необходим диалог, чтобы принять взаимовыгодные решения – никто никому не должен делать подарки, но никто никого не должен ущемлять. Но президент, похоже, боится попасть в «зависимое положение» от Москвы, поэтому за две недели до истечения газового контракта официальная делегация так и не побывала в российской столице. А, значит, дальнейшее развитие событий предугадать не сложно.