Антон ШВЕЦ
Москва начинает наказывать Кишинёв за неуступчивость по важным внешнеполитическим вопросам, анонсировав первые запретительные меры для молдавского импорта в Россию
Молдова продолжает нервировать Россию, отказываясь идти на прагматичное сотрудничество и всячески подчёркивая свою евроатлантическую ориентацию. Особенно болезненно восприняли в Москве недавнее заявление Майи Санду с обвинением РФ в провоцировании конфликта на Днестре и препятствовании обретению Молдовой независимости. Россия ответила на это серией военных учений в Зоне безопасности на левом берегу Днестра, т.е. на территории, де-факто контролируемой непризнанным Приднестровьем.
На этот факт в Кишинёве отреагировали достаточно ровно, поскольку до сих пор не отработали инфокампанию по очернению Кремля из-за трудностей с оплатой за российский газ. Постоянная истерика вокруг контракта (безусловно, дорогого, но вполне выгодного с учётом обстоятельств и нынешней рыночной конъюнктуры, даже в сравнении с соседями) раздражает Москву, вынуждая её действовать без излишней жалости.
Особенно не впечатляют лиц, принимающих решения в России, упоминания о наличии неких политических условий в газовых переговорах, на которые «смелые и принципиальные» чиновники от правящей партии якобы никогда не согласились бы. Вполне допуская саму возможность таких пробросов, нельзя не признать, что их обнародование может расцениваться как своеобразное нарушение «этикета». Но у нас не считают, что в отношениях с Москвой нужно играть по правилам. Напротив, ставки максимально поднимаются, переводя в общем-то сугубо финансовый вопрос чуть ли не в плоскость цивилизационного выбора и геополитического противостояния.
Следующий стресс-тест для российско-молдавских отношений уже не за горами – это заключение контракта на поставку электроэнергии с левого берега Днестра, где расположена подконтрольная ИНТЕР РАО Кучурганская электростанция. Хотя до решающей фазы переговоров можно ожидать ещё несколько газовых кризисов, повышение цен для потребителей и «счастливый» (кроме населения) финал, власти уже вовсю готовятся к торгу.
К примеру, планируется принять поправки в законодательство, которые усилят наши переговорные позиции и собьют цену закупаемого электричества через обязательство по диверсификации. Предполагается, что цена МГРЭС должна быть существенно ниже, чтобы электроэнергия частично не закупалась у иных поставщиков (прежде всего в Украине). Параллельно рассматриваются варианты тестового синхронного отключения Молдовы и Украины от энергосистем России и Беларуси. Правда, не совсем понятно, как Кишинёв и Киев собираются это сделать, не договорившись с российской МГРЭС, играющей роль ключевого регулятора энергопотоков в регионе. Вряд ли Тирасполь и Москва будут стрелять себе в ногу, помогая Кишинёву добиваться энергонезависимости.
Впрочем, Молдова всегда была неуступчивым торговым партнёром и умела выпрашивать бонусы независимо от того, пророссийские или прозападные силы находятся у власти. Едва ли Москву серьёзно раздражает именно этот сюжет. Напротив, многие российские чиновники испытывают удовлетворение тем, что Кишинёв удалось заставить платить относительно оправданную в коммерческом плане цену за газ.
Кремль озабочен совсем другими обстоятельствами. А именно – недружественной позицией Кишинёва по внешнеполитическим вопросам. Если антироссийские демарши на международных площадках и полную солидарность с Украиной ещё можно проигнорировать (хотя тут противоречия будут нарастать – недавно Михай Попшой успешно обошёл своего российского коллегу Петра Толстого в гонке за должностью вице-председателя ПАСЕ), то откровенное нежелание Кишинёва урегулировать приднестровский конфликт вызывает серьёзное непонимание в Москве.
Отвечающий за этот вопрос замглавы администрации президента России Дмитрий Козак проявляет готовность включить темы Донбасса и Приднестровья в общий пакет договорённостей с США и западом по гарантиям безопасности. По признаниям самой Майи Санду, он указывал ей на возможность скорейшего разрешения конфликта ещё в ходе первой личной встречи в Кишинёве. Также нет сомнений, что именно Козак стал инициатором внезапного предложения Тирасполя обсудить окончательное урегулирование конфликта и будущее отношений двух берегов.
Тем не менее, руководство страны эту дипломатическую активность упорно игнорирует. Майя Санду категорически отказывается посещать Москву. Должность вице-премьера по реинтеграции оставалась вакантной довольного долго, и сейчас её получил убеждённый сторонник объединения Молдовы с Румынией, имеющий негативные взгляды на российский фактор. Учитывая требования Олега Серебряна о выводе российских войск, в Москве вряд ли восприняли его назначение с оптимизмом.
России сейчас нужен максимальный уровень доверия и профессионализма в отношениях с Молдовой, чтобы осилить проект по выработке особого статуса Приднестровья. Этот особый статус мог бы стать не только прообразом для Донбасса, но и частью финальной договорённости об архитектуре общеевропейской безопасности. Сторонники таких планов есть не только в России, но и в странах Европейского союза.
Однако Кишинёв не спешит становиться на эти рельсы и пока «притормаживает» вопрос. Например, требованием сначала вывести войска и вооружения, затем обсудить изменение формата миротворческой миссии и лишь потом переходить к окончательному урегулированию, которое не будет предусматривать российское присутствие ни в каком качестве.
Понятно, что такого типа пораженческая сделка не может устроить Москву, что заставляет её искать пути воздействия на Кишинёв. Одним из типичных шагов стал анонсированный вчера запрет на импорт в Россию из Молдовы живой птицы, мяса птицы и яиц. Формально запрет объясняется вспышкой птичьего гриппа в северных районах Молдовы. Однако такие вспышки регулярно фиксируются на европейском континенте и далеко не всегда становятся поводом для санкций Россельхознадзора. Тем более что наше профильное агентство уже взяло ситуацию под контроль.
По всей видимости, нашу страну ожидает ещё ряд болезненных ударов с российского направления. Кишинёву, который боится политических переговоров и не стремится в авральном режиме и под «кремлёвским надзором» объединяться с Приднестровьем, тут не позавидуешь, поскольку Москва явно вознамерилась обеспечить молдавскую территориальную целостность согласно своему видению и от своих планов отступать пока не собирается.
Очевидно, что власти постараются насколько возможно заблокировать или хотя бы затянуть эти переговоры. Но если потенциальная сделка окажется выгодной для Вашингтона и Брюсселя, ситуация для Молдовы станет патовой. Тем более что Киев, несмотря на давление США, старательно избегает исполнения «минских соглашений», что делает приднестровский вопрос (который, как считается, решить намного легче, чем любой территориальный конфликт в Европе) ещё более «привлекательным» для Москвы.