Сергей ЧЕБАН
Удержать всеми силами Молдову на дистанции от украинского кризиса – сейчас основная задача, которая должна предопределять любые действия и решения политического руководства страны
Третий день главной международной темой остаются события вокруг Украины и решение Кремля о признании двух самопровозглашённых образований на востоке страны. Обстановка продолжает накаляться, а из Москвы всё чаще звучат недвусмысленные заявления о готовности применить любые средства для устранения «угроз» в донбасском регионе. Ключевым триггером для дальнейшей эскалации могут стать попытки сепаратистских республик передвинуть линию фронта к административным границам Донецкой и Луганской областей.
Приняв радикальное решение, Кремль не скрывает того, что тем самым покончил с минскими соглашениями и фактически отказался от каких-либо обязательств в отношении территориальной целостности Украины. Более того, Москва развязала себе руки для дальнейшего вторжения в другие регионы соседней страны. То, что озвучил Путин в ходе своего позавчерашнего видеообращения говорит о том, что в случае продолжения военной поддержки Киева со стороны Запада, Москва способна пойти ещё дальше и силовым путём нейтрализовать любые риски своей безопасности.
Серьёзность своих намерений российский лидер подкрепил формальным согласием Совета федерации на использование российских войск за пределами страны. Это может свидетельствовать о том, что решение по т.н. «ЛДНР» является лишь промежуточным этапом долгосрочного плана, и Москва не собирается останавливаться только на этом эпизоде. Эксперты утверждают, что длинный видеоспич Путина с акцентом на истории и современном состоянии Украины является ярким индикатором: Кремль, не добившись понимания Вашингтона, поставил перед собой чёткую цель – закрыть «украинский вопрос» в одностороннем порядке.
Звучит цинично, но президент России не исключил и возможности восстановления добрососедских отношений между двумя странами, но обставил такую вероятность несколькими требованиями, имеющими острый привкус ультиматума. Среди них – признание волеизъявления жителей Крыма и Севастополя (то есть юридическое согласие с российским суверенитетом над полуостровом), отказ от евроатлантической интеграции, военно-политический нейтралитет и полная демилитаризация Украины.
Вчерашнее обращение Владимира Зеленского к нации, видимо, готовилось исходя из понимания, что Украина быстрыми темпами скатывается в затяжное военное состояние. Именно по этой причине прозвучал призыв к всеобщей консолидации, в том числе на уровне всех политических сил. Отдельные слова были посвящены стимулированию деловой активности. Понятно, что украинские власти сделают всё возможное, чтобы удержать в стране оставшиеся инвестиции и крупный капитал, который, вероятнее всего, будет стремительно покидать Украину и тянуть за собой резкое ухудшение экономической ситуации.
С другой стороны, спустя три дня Киев так и не принял внятного решения, которое можно было бы рассматривать как жёсткий ответ на агрессивные действия Москвы. Судя по заявлениям руководства страны последних месяцев, там до конца не верили в возможность настоящей эскалации и военных сценариев. Теперь ситуация вышла из-под контроля, и Киев постепенно «сходит с дистанции». Поэтому в дальнейшем всё будет зависеть от позиции США, ЕС и НАТО. Остаётся понять, будет ли Запад подавать сигналы о готовности договариваться о статусе Украины, либо Вашингтон примет вызов Путина и навяжет ему долгосрочное противостояние в сопровождении жёстких санкций.
Последние уже имеют место. Если брать по порядку, то вчера ЕС ввёл санкции против 351 депутата Госдумы, а также 27 физических и юридических лиц из-за признания самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». Также в санкционной пакет попали организации, финансирующие российские операции в Донбассе, и банки, связанные с российскими политическими кругами и оборонным сектором. Помимо этого, Брюссель решил ограничить доступ России к финансовому рынку и рынку капитала ЕС.
Ожидаемое в течение всего вчерашнего дня выступление Джозефа Байдена вылилось в несколько сомнительных заявлений (включая то, что США не имеют никакого желания сражаться с Россией), которые вряд ли произвели большое впечатление и точно не прибавили оптимизма Киеву. Если в двух словах, то Вашингтон ввёл санкции против двух российских банков и российского госдолга, а также выразил намерение прикрыть проект «Северный поток-2». Пока масштабы «санкционного молота» в большей степени символические и выглядят, скорее, как формально-вынужденный акт. Подобная реакция может рассматриваться как скрытый сигнал Кремлю ограничиться уже принятыми мерами и вернуться на дипломатический путь.
Пока Белый дом и Кремль обмениваются жестами, для Киева общая ситуация продолжает быть крайне тревожной. Очевидно, что события последних дней едва ли направлены на заморозку очередного постсоветского конфликта. Скорее наоборот, речь идёт о полной «разморозке» с последующими актами территориальной десуверенизации Украины. Плохим признаком в этом плане является решение Москвы отозвать дипломатический персонал из Украины. Это может говорить о намерении Кремля, несмотря на публичные заявления, пойти по пути полного разрыва отношений с Киевом со всеми вытекающими из этого последствиями.
Наш президент, решив всё-таки не ограничиваться краткими посланиями в соцсетях о поддержке Украины, выступила вчера с длинным развёрнутым обращением. Хотя Майя Санду резко осудила действия Москвы, выразив полную поддержу территориальной целостности соседней страны, основной мотив её речи был в необходимости сохранять мир, спокойствие и стабильность в самой Молдове. По словам Санду, сейчас для государства особо важно не угодить в ловушку пропаганды войны, а также не допустить, чтобы страх и вражда проникли в молдавское общество.
Отдельно президент высказала готовность поддержать граждан Украины на территории Молдовы в случае, если им понадобится помощь. Также она заверила в том, что компетентные органы власти продолжают пристально следить за ситуацией в восточных районах страны и в Зоне безопасности приднестровского конфликта, чтобы предотвратить втягивание Молдовы в нынешнюю острую фазу нестабильности.
Удержать всеми силами нашу страну на дистанции от украинского кризиса – это, пожалуй, главная задача, которая должна предопределять любые действия и решения политического руководства страны. В стремительно меняющейся региональной обстановке политикам, чтобы не втянуть республику в суровую геополитическую бурю, было бы полезно смягчить свою риторику в адрес Москвы, которая в последнее время крайне чувствительно реагирует на любые выпады в свою сторону. Или даже разработать и временно принять к обязательному использованию своего рода «циркуляр» по поводу публичных заявлений о внешней политике и региональной ситуации, чтобы отдельные «горячие головы» и «излишне сочувствующие Украине» не выступали с речами, которые могли бы использовать наши недруги в своих целях. Также важно не допустить обострений с левобережьем, чтобы не давать повод Москве обратить более пристальное внимание на Молдову.